Компьютер что такое информатика: Компьютер — Википедия – Урок 1: Что такое компьютер? Устройство компьютера

Содержание

Компьютер — урок. Информатика, 7 класс.

Машины должны работать. Люди должны думать.

 

(Девиз компании IBM)

Современный человек не может представить свою жизнь без компьютера. Компьютер используют и взрослые, и дети, для работы и развлечения.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.

Слово «универсальная» подчёркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.

 

Но что бы ни делал человек с помощью компьютера, это всегда работа с информацией — числами, текстами, звуками или изображениями.

 

Самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют данными. Обработку данных компьютер осуществляет с помощью установленных на нём программ.

Компьютерная программа — набор расположенных поэтапно команд, позволяющих компьютеру выполнить поставленную задачу.

Вспомним составные части компьютера:

 

 

Разобьем части компьютера на четыре основные группы:

  

Системный блок — основная часть компьютера, где происходят все вычислительные процессы. Системный блок достаточно сложен и состоит из различных компонентов.

 

Средства манипуляции: клавиатура, мышь, игровой джойстик. Все те устройства, с помощью которых мы указываем компьютеру что делать, какие вычислительные процессы запускать в настоящий момент.

 

Средства отображения — это, прежде всего, монитор. Вся информация о работе компьютера выводится именно на монитор. Монитор позволяет отслеживать, что происходит в компьютере в данное время, каким вычислительным процессом занят компьютер.

 

Периферийные устройства — устройство конструктивно отделённые от системного блока. Устройства, имеющие собственное управление и работающие по командам системного блока. Служат для внешней обработки данных. К периферийным устройствам можно отнести принтеры, сканеры, модемы, внешние запоминающие устройства.

 

Обрати внимание!

Так же части компьютера можно разделить на

устройства ввода и вывода информации.

Устройства ввода информации — это устройства, которые преобразуют информацию из формы, понятной человеку, в форму, понятную компьютеру.

К таким устройствам относятся:

  •  Клавиатура

  • Координатные устройства:
    o Мышь
    o Трекбол
    o Сенсорная панель
    o Графический планшет

  • Сканер

  • Цифровые камеры

  • Микрофон

  • Джойстик

Устройства вывода информации — это устройства, которые преобразуют информацию из формы понятной компьютеру в форму, понятную человеку.

К таким устройствам относятся:

Источники:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. 4 – е издание. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 — 217 с.

www.dic.academic.ru/, Интернет — портал Словари и энциклопедии

www.moudrost.ru/, Интернет — портал Афоризмы, цитаты, высказывания, изречения

www.e-citizen.samregion.ru/, Интернет — портал Электронный гражданин Самарской области

www.festival.1september.ru/, Интернет — портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

компьютер — это… Что такое компьютер?

КОМПЬЮ́ТЕР -а; м. [англ. computer] Электронно-вычислительная машина. Компьютеры пятого поколения. Персональный к. Работать с компьютером.

Компью́терный, -ая, -ое. К-ая техника. К-ое устройство. К-ое обслуживание технологических линий. К. игры (программы, созданные для развлечения, забавы).

(англ. computer, от лат. computo — считаю), то же, что ЭВМ; термин, получивший распространение в научно-популярной и научной литературе, является транскрипцией английского слова computer, что означает вычислитель.

КОМПЬЮ́ТЕР (англ. computer, от лат. computo — считаю), машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции — программе (см. ПРОГРАММА (для ЭВМ)) .
С начала 1990-х годов термин «компьютер» вытеснил термин «электронная вычислительная машина (см. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА)» (ЭВМ), которое, в свою очередь, в 1960-х годах заменило понятие «цифровая вычислительная машина (см. ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЦВМ))» (ЦВМ). Все эти три термина в русском языке считаются равнозначными. Само слово «компьютер» является транскрипцией английского слова computer, что означает вычислитель. Английское понятие «computer» гораздо шире, чем понятие «компьютер» в русском языке. В английском языке компьютером называют любое устройство, способное производить математические расчеты, вплоть до логарифмической линейки (
см.
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА), но чаще в это понятие объединяют все типы вычислительных машин, как аналоговые (смотри Аналоговые вычислительные машины (см. АНАЛОГОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА)), так и цифровые.
Хотя компьютеры создавались для численных расчетов, оказалось, что они могут обрабатывать и другие виды информации, так как практически все виды информации могут быть представлены в цифровой форме. Для обработки различной информации компьютеры снабжаются средствами для ее преобразования в цифровую форму и обратно. Поэтому с помощью компьютера можно производить не только численные расчеты, но и работать с текстами, рисунками, фотографиями, видео, звуком, управлять производством и транспортом, осуществлять различные виды связи. Компьютеры превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.
Принципы работы компьютера
При создании первых вычислительных машин в 1945 математик Джон фон Нейман (см. НЕЙМАН Джон) описал основы конструкции компьютера. Согласно принципам фон Неймана, компьютер должен иметь следующие устройства:
Арифметическо-логическое устройство — для непосредственного осуществления вычислений и логических операций.
Устройство управления — для организации процесса управления программ.
Запоминающее устройство (память) — для хранения программ и информации.
Внешние устройства — для ввода и вывода информации.
Подавляющее большинство компьютеров в своих основных чертах соответствует принципам фон Неймана, но схема устройства современных компьютеров несколько отличается от классической схемы. В частности, арифметическо-логическое устройство и устройство управления, как правило, объединены в центральный процессор. Многие быстродействующие компьютеры осуществляют параллельную обработку данных на нескольких процессорах.
Компьютерная информация хранится в электронном виде в различных запоминающих устройствах, которые называют компьютерной памятью. Для долговременного хранения информации используются постоянные носители компьютерной памяти, которые служат при вводе данных в компьютер и при выводе результатов его работы. Для хранения выполняемых в данный момент программ и промежуточных данных используется оперативная память компьютера, которая работает значительно быстрее постоянных носителей памяти.
В компьютерах используется двоичная система счисления, которая основана на двух цифрах,«0» и «1». Информация любого типа может быть закодирована с использованием двух цифр и помещена в оперативную или постоянную память компьютера. Использование двоичной системы счисления позволяет сделать устройство компьютера максимально простым. Впервые принцип двоичного счисления был сформулирован в 17 веке немецким математиком Готфридом Лейбницем (
см.
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм).
Для обозначения двоичных цифр применяется термин бит — сокращение английского словосочетания «двоичная цифра» (binary digit — bit). Для передачи и хранения информации применяют восьмибитовые коды — байты (byte). Существует 256 восьмибитовых чисел. Этого достаточно для кодирования всех заглавных и строчных букв национальных алфавитов, цифр, знаков препинания, символов и служебных кодов, используемых при передаче информации.
В байтах измеряют количество информации. В одном байте достаточно информации для представления одной буквы алфавита или двух десятичных цифр. Килобайт (Кбайт) равен 210 байт = 1024 байтам, мегабайт (1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1048576 байт), гигабайт (1 Гбайт = 1024 Мбайт = 1073741824 байт). Современные носители информации имеют емкость до нескольких гигабайт.
Работа компьютера обеспечивается, с одной стороны, аппаратными устройствами, а с другой — программами. Аппаратное обеспечение включает в себя внутренние компоненты (прежде всего интегральные микросхемы, в том числе процессоры, а также системные и интерфейсные платы) и внешние устройства (мониторы, принтеры, модемы, акустические системы). Компьютерные программы подразделяются на три категории:
Прикладные программы, которые непосредственно выполняют необходимые пользователю компьютера работы (редактирование текстов, обработка информационных массивов, просмотр видео, пересылка сообщений).
Системные программы, особую роль среди которых играет операционная система — программа, управляющая компьютером, запускающая другие программы и выполняющая сервисные функции при работе компьютера. Другие сервисные программы обычно выполняют различные вспомогательные функции — создают резервные копии используемой информации, проверяют работоспособность устройств компьютеров.
Инструментальные программы (системы программирования), которые помогают создавать новые программы для компьютера.
Типы компьютеров
Весь спектр современных вычислительных систем можно разделить на три больших класса: миникомпьютеры (см. МИНИКОМПЬЮТЕР)и микрокомпьютеры (см. МИКРОКОМПЬЮТЕР), мейнфреймы (см. МЕЙНФРЕЙМ), суперкомпьютеры (см. СУПЕРКОМПЬЮТЕР). В настоящее время вычислительные системы различают прежде всего по функциональным возможностям.
Основными признаками миникомпьютеров и микрокомпьютеров является шинная организация системы, высокая стандартизация аппаратных и программных средств, ориентация на широкий круг потребителей. Микрокомпьютер, или персональный компьютер (
см.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР), появился в середине 1970-х годов. Его цена и размеры были во много раз меньше, чем у наиболее распространенных в то время больших вычислительных машин, и предназначен он был для одновременной работы с одним пользователем, тогда как большие компьютеры, как правило, поддерживают одновременную работу многих пользователей.
За двадцать лет развития персональные компьютеры превратились в мощные высокопроизводительные устройства по обработке самых различных видов информации, которые качественно расширили сферу применения вычислительных машин. Современные персональные компьютеры имеют практически те же характеристики, что и миникомпьютеры 1980-х годов. Мощность микрокомпьютера позволяет его использовать в качестве сервера для организации работы многих персональных компьютеров в сети.
Персональные компьютеры выпускают в стационарном (настольном) и в портативном исполнении. Стационарные микрокомпьютеры в большинстве случаев состоят из отдельного системного блока, в котором размещаются внутренние устройства и узлы, а также из отдельных внешних устройств (монитор (
см.
МОНИТОР компьютерный), клавиатура (см. КЛАВИАТУРА (компьютерная)), манипулятор-мышь (см. МЫШЬ компьютерная)), без которых немыслимо использование современных компьютеров. При необходимости к системному блоку микрокомпьютера могут подсоединяться дополнительные внешние устройства (принтер (см. ПРИНТЕР), сканер (см. СКАНЕР) , акустические системы, джойстик).
Портативные персональные компьютеры известны прежде всего в блокнотном (ноутбук (см. НОУТБУК)) исполнении. В ноутбуке все внешние и внутренние устройства соединены в одном корпусе. Так же как и к стационарному микрокомпьютеру, к ноутбуку могут быть подсоединены дополнительные внешние устройства.
Различают также IBM PC-совместимые микрокомпьютеры (читается Ай-Би-Эм Пи-Си) и IBM PC-несовместимые микрокомпьютеры. В конце 1990-х годов IBM PC-совместимые микрокомпьютеры составляли более девяноста процентов мирового компьютерного парка. IBM PC был создан американской фирмой Ай-Би-Эм (см. АЙ-БИ-ЭМ) (IBM) в августе 1981; при его создании был применен принцип открытой архитектуры, который означает применение в конструкции при сборке компьютера готовых блоков и устройств, а также стандартизацию способов соединения компьютерных устройств.
Принцип открытой архитектуры способствовал широкому распространению IBM PC-совместимых микрокомпьютеров-клонов. Их сборкой занялось множество фирм, которые в условиях свободной конкуренции смогли снизить в несколько раз цену на микрокомпьютеры, энергично внедряли в производство новейшие технические достижения. Пользователи, в свою очередь, получили возможность самостоятельно модернизировать свои микрокомпьютеры и оснащать их дополнительными устройствами сотен производителей.
Единственный из IBM PC-несовместимых микрокомпьютеров, получивший относительно широкое распространение, — компьютер Макинтош (Macintosh). Начиная с 1980-х годов микрокомпьютеры Макинтош американской фирмы Эпл (Apple) составляли достойную конкуренцию IBM PC-совместимым микрокомпьютерам, так как, несмотря на свою дороговизну, они обеспечивали пользователю наглядный графический интерфейс, были значительно проще в эксплуатации и обладали большими возможностями. Начиная с 1990-х годов разница между возможностями Макинтошей и IBM PC все более нивелируется. Последние были оснащены операционными системами с графическим интерфейсом (Windows, OS/2), многочисленными рассчитанными на них прикладными программами. В настоящее время Макинтоши удерживают лидирующие позиции лишь на рынке настольных издательских систем.
Во второй половине 1990-х годов в связи с бурным развитием глобальных компьютерных сетей (см. КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ) появляется новый тип персонального компьютера — сетевой компьютер, который предназначен только для работы в компьютерной сети. Сетевому компьютеру не нужны собственная дисковая память, дисководы. Операционную систему, программы и информацию он будет черпать в сети. Предполагается, что сетевые компьютеры будут значительно дешевле настольных персональных компьютеров и постепенно заменят их в фирмах, работающих со специализированными приложениями (телефонная связь, бронирование билетов), и в образовательных учреждениях.
Отдельным видом микрокомпьютера считаются карманные компьютеры (электронные органайзеры, или палмтопы (см. КАРМАННЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР)), небольшие устройства весом до 500 граммов и умещающиеся на кисти одной руки. Большинство палмтопов не являлись IBM PC-совместимыми микрокомпьютерами. Лишь в конце 1990-х годов появились карманные компьютеры с операционными системами, позволяющими вести обмен информацией с другими типами компьютеров, подключать палмтопы к глобальным компьютерным сетям. В карманных компьютерах нет ни жесткого диска, ни дисководов. Некоторые из них имеют миниатюрную клавиатуру, но есть модели и без клавиатуры — управление их работой осуществляется нажатиями или рисованием специальным пером прямо по экрану. Наиболее распространены карманные компьютеры фирм Эпл (Apple), Хьюлетт-Паккард (см. ХЬЮЛЕТТ-ПАККАРД)(Hewlett-Packard), Сони (см. СОНИ (компания)) (Sony), Псион (Psion).
Рабочие станции развились из младших моделей миникомпьютеров как переходный вид между микрокомпьютером и миникомпьютером. Внешне они не отличались от стационарных микрокомпьютеров и с течением времени разница между ними нивелировалась. В 1980-е годы к рабочим станциям подсоединялись терминалы — отдельные рабочие места с клавиатурами и мониторами. Терминалы позволяли использовать рабочие станции нескольким человекам.
Позднее на рабочих станциях стал работать один пользователь, и они стали отличаться от персональных микрокомпьютеров лишь большей мощностью. В настоящее время рабочими станциями называют офисные персональные микрокомпьютеры, используемые для интенсивных вычислений. Обычно это работа с профессиональными научными и инженерными прикладными программами, разработка программного обеспечения. Существуют специализированные графические рабочие станции для работы с трехмерной графикой.
Миникомпьютеры занимают промежуточное положение между большими вычислительными машинами и микрокомпьютерами. В большинстве случаев в миникомпьютерах используется архитектура RISC и UNIX и они играют роль серверов, к которым подключаются десятки и сотни терминалов или микрокомпьютеров. Миникомпьютеры используются в крупных фирмах, государственных и научных учреждениях, учебных заведениях, компьютерных центрах для решения задач, с которыми не способны справиться микрокомпьютеры, и для централизованного хранения и переработки больших объемов информации. Основными производителями миникомпьютеров являются фирмы Ай-Ти-энд-Ти (AT&T), Интел (см. ИНТЕЛ) (Intel), Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard), Digital Equipment.
Мейнфреймы — это универсальные, большие компьютеры общего назначения. Они занимали господствующие позиции на компьютерном рынке до 1980-х годов. Изначально мейнфреймы были предназначены для обработки огромных объемов информации. Наиболее крупный производитель мейнфреймов — фирма Ай-Би-Эм (IBM). Мейнфреймы отличаются исключительной надежностью, высоким быстродействием, очень большой пропускной способностью устройств ввода и вывода информации. К ним могут подсоединяться тысячи терминалов или микрокомпьютеров пользователей. Мейнфреймы используются крупнейшими корпорациями, правительственными учреждениями, банками.
С расцветом микрокомпьютеров и миникомпьютерных систем значение мейнфреймов сократилось. Однако компания Ай-Би-Эм (IBM) перешла к производству компьютеров на новой концептуальной архитектуре ESA/390, которая позволяет использовать мейнфреймы в качестве центра неоднородного вычислительного комплекса.
Стоимость мейнфреймов относительно высока: один компьютер с пакетом прикладных программ оценивается минимум в миллион долларов. Несмотря на это, они активно используются в финансовой сфере и оборонном комплексе, где занимают от 20 до 30 процентов компьютерного парка, так как использование мейнфреймов для централизованного хранения и обработки достаточно большого объема информации обходится дешевле, чем обслуживание распределенных систем обработки данных, состоящих из сотен и тысяч персональных компьютеров.
Суперкомпьютеры необходимы для работы с приложениями, требующими производительности как минимум в сотни миллиардов операций с плавающей точкой в секунду. Столь громадные объемы вычислений нужны для решения задач в аэродинамике, метеорологии, физике высоких энергий, геофизике. Суперкомпьютеры нашли свое применение и в финансовой сфере при обработке больших объемов сделок на биржах. Их отличает высокая стоимость — от пятнадцати миллионов долларов, поэтому решение о покупке таких машин нередко принимается на государственном уровне, развита система торговли подержанными суперкомпьютерами.
История компьютера
История компьютера тесным образом связана с попытками облегчить и автоматизировать большие объемы вычислений. Даже простые арифметические операции с большими числами затруднительны для человеческого мозга. Поэтому уже в древности появилось простейшее счетное устройство — абак (см. АБАК (счеты)). В семнадцатом веке была изобретена логарифмическая линейка, облегчающая сложные математические расчеты. В 1642 Блез Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез) сконструировал восьмиразрядный суммирующий механизм. Два столетия спустя в 1820 француз Шарль де Кольмар создал арифмометр, способный производить умножение и деление. Этот прибор прочно занял свое место на бухгалтерских столах.
Все основные идеи, которые лежат в основе работы компьютеров, были изложены еще в 1833 английским математиком Чарлзом Бэббиджем (см. БЭББИДЖ Чарльз). Он разработал проект машины для выполнения научных и технических расчетов, где предугадал основные устройства современного компьютера, а также его задачи. Для ввода и вывода данных Бэббидж предлагал использовать перфокарты — листы из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий. В то время перфокарты уже использовались в текстильной промышленности. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем.
Идеи Бэббиджа стали реально воплощаться в жизнь в конце 19 века. В 1888 американский инженер Герман Холлерит (см. ХОЛЛЕРИТ Герман) сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Эта машина, названная табулятором, могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. В 1890 изобретение Холлерита было впервые использовано в 11-й американской переписи населения. Работа, которую пятьсот сотрудников выполняли в течение семи лет, Холлерит сделал с 43 помощниками на 43 табуляторах за один месяц.
В 1896 Герман Холлерит основал фирму Computing Tabulating Recording Company, которая стала основой для будущей Интернэшнл Бизнес Мэшинс (см. ИНТЕРНЭШНЛ БИЗНЕС МЭШИНС) (International Business Machines Corporation, IBM) — компании, внесшей гигантский вклад в развитие мировой компьютерной техники.
Дальнейшее развитие науки и техники позволили в 1940-х годах построить первые вычислительные машины. В феврале 1944 на одном из предприятий Ай-Би-Эм (IBM) в сотрудничестве с учеными Гарвардского университета по заказу ВМС США была создана машина «Марк-1». Это был монстр весом около 35 тонн. «Марк-1» был основан на использовании электромеханических реле и оперировал десятичными числами, закодированными на перфоленте. Машина могла манипулировать числами длиной до 23 разрядов. Для перемножения двух 23-разрядных чисел ей было необходимо четыре секунды.
Но электромеханические реле работали недостаточно быстро. Поэтому уже в 1943 американцы начали разработку альтернативного варианта — вычислительной машины на основе электронных ламп. В 1946 была построена первая электронная вычислительная машина ENIAC. Ее вес составлял 30 тонн, она требовала для размещения 170 квадратных метров площади. Вместо тысяч электромеханических деталей ENIAC содержал 18 тысяч электронных ламп. Считала машина в двоичной системе и производила пять тысяч операций сложения или триста операций умножения в секунду.
Машина на электронных лампах работала существенно быстрее, но сами электронные лампы часто выходили из строя. Для их замены в 1947 американцы Джон Бардин (см. БАРДИН Джон), Уолтер Браттейн (см. БРАТТЕЙН Уолтер)и Уильям Брэдфорд Шокли (см. ШОКЛИ Уильям)предложили использовать изобретенные ими стабильные переключающие полупроводниковые элементы —транзисторы (см. ТРАНЗИСТОР) .
Совершенствование первых образцов вычислительных машин привело в 1951 к созданию компьютера UNIVAC, предназначенного для коммерческого использования. UNIVAC стал первым серийно выпускавшимся компьютером, а его первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США.
С активным внедрением транзисторов в 1950-х годах связано рождение второго поколения компьютеров. Один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп. В результате быстродействие машин возросло в 10 раз при существенном уменьшении веса и размеров. В компьютерах стали применять запоминающие устройства из магнитных сердечников, способные хранить большой объем информации.
В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (см. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА) (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Применение чипов в компьютерах позволяет сократить пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышается в десятки раз. Существенно уменьшаются и габариты машин. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров.
К началу 1960-х годов компьютеры нашли широкое применение для обработки большого количества статистических данных, производства научных расчетов, решения оборонных задач, создания автоматизированных систем управления. Высокая цена, сложность и дороговизна обслуживания больших вычислительных машин ограничивали их использование во многих сферах. Однако процесс миниатюризации компьютера позволил в 1965 американской фирме Digital Equipment выпустить миникомпьютер PDP-8 ценой в 20 тысяч долларов, что сделало компьютер доступным для средних и мелких коммерческих компаний.
В 1970 сотрудник компании Intel Эдвард Хофф создал первый микропроцессор, разместив несколько интегральных микросхем на одном кремниевом кристалле. Это революционное изобретение кардинально перевернуло представление о компьютерах как о громоздких, тяжеловесных монстрах. С микропроцессом появляются микрокомпьютеры — компьютеры четвертого поколения, способные разместиться на письменном столе пользователя.
В середине 1970-х годов начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера — вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя. Во второй половине 1970-х годов появляются наиболее удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Эпл (Apple), но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 фирмой Ай-Би-Эм (IBM) модели микрокомпьютера IBM PC. Применение принципа открытой архитектуры, стандартизация основных компьютерных устройств и способов их соединения привели к массовому производству клонов IBM PC, широкому распространению микрокомпьютеров во всем мире.
За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный эволюционный путь, многократно увеличили свое быстродействие и объемы перерабатываемой информации, но окончательно вытеснить миникомпьютеры и большие вычислительные системы — мейнфреймы они не смогли. Более того, развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать модель ядерного взрыва или крупного землетрясения. В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети, которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

Персональный компьютер

Вопросы занятия:

·                   персональный компьютер;

·                   внешние и внутренние устройства компьютера;

·                   минимальный набор, который необходим для работы компьютера;

·                   компьютерные сети.

Когда мы говорим о Персональном компьютере, что можно представить? Возможно, некоторые из вас представили стационарный компьютер, который стоит дома и всегда подключен к сети. А может быть это ноутбук?

Персональный компьютер (ПК) – это компактное многофункциональное электронное устройство, предназначенное для работы одного человека (пользователя). Персональный компьютер прост в использовании и обслуживании.

Термин персональный компьютер впервые использовался в 1964 году итальянской фирмой Olivetti.

А вот широкий выпуск персональных компьютеров, сходных современным, начался в 1995 году, после выхода операционной системы Windows 95.

Давайте посмотрим из каких частей состоит персональный компьютер.

Условно, все составляющие персонального компьютера можно разделить на: устройства, входящие в системный блок или внутренние; устройства, не входящие в системный блок их, называют внешние.

Рассмотрим устройства, которые входят в системный блок.

К ним относятся:

·        Материнская плата. Это плата, к которой подсоединены все устройства системного блока. Через неё происходит обмен информацией между устройствами и питание электроэнергией.

·        Центральный процессор.

·        Оперативная память.

·        Жёсткий диск, это магнитный диск, который защищён герметичным корпусом. Основная функция жёсткого диска – хранение информации, то есть здесь хранятся все программы необходимые для работы компьютера и все личные файлы пользователя.

·        Дисковод и накопитель – это специальное устройство для чтения или записи на оптические диски CD, DVD.

·        Карты расширений, это отдельные устройства, соединённые с материнской платой и служащие для увеличения дополнительных функций персонального компьютера. Например:

ü Видеокарта. Она передаёт изображение на монитор

ü Звуковая карта – передаёт звук на колонки, а также подготавливает звук для записи с микрофона.

ü Сетевая карта. Её функция — соединять компьютер с другими компьютерами по сети.

·        Блок питания – служит для преобразования тока электрической сети в ток, необходимый для питания внутренних частей компьютера.

·        Порты компьютера – специальные разъёмы, через которые можно подключить внешние устройства.

Теперь давайте рассмотрим внешние устройства персонального компьютера:

Клавиатура – это устройство, предназначенное для ввода информации в компьютер.

Годом создания первой клавиатурой можно считать 1873 год, когда Кристофер Скоулз разработал первую печатную машинку. И уже на ней было привычное для нас расположение клавиш. Интересным фактом является то, что данное расположение кнопок было выбрано таким образом, чтобы тормозить скорость набора текста, ведь первые печатные машинки часто заклинивали. Сейчас данное расположение клавиш является удобным и очень привычным для нас.

Рассмотрим современную клавиатуру. 

Самая распространённая клавиатура имеет 104 клавиши, которые делятся на следующие группы:

·        Функциональные клавиши F1 – F12, расположены в самом верху клавиатуры. Они помогают выполнять ряд команд при работе в определённых программах.

·        Символичные – к ним относятся алфавитно–цифровые клавиши и пробел.

·        Клавиши управления курсором, т.е. чёрточкой, которой отмечено на экране место ввода нового символа. Сюда входят клавиши со стрелками, а также Home, End, PageUp, PageDown.

Дополнительные клавиши. Находятся справа на клавиатуре. Они работают в двух режимах, которые переключаются с помощью клавиши NumLock:

Если включить NumLock, то мы получим удобную, компактную часть с цифрами и знаками арифметических операций, которые расположены как на калькуляторе.

Если выключить NumLock, тогда работает режим управления курсором.

·        Специальные клавиши. Эти клавиши распределены по всей клавиатуре и предназначены для выполнения специальных действий. Например, Enter, Esc, Shift, Delete, Insert и др.

Следующее внешнее и очень необходимое для работы устройство – Мышь.

Мышь — это устройство ввода, позволяющее взаимодействовать пользователю и компьютеру.

Первая идея создания компьютерной мыши появилась в 1962 году у Дугласа Энгельбарта, для упрощения работы в лаборатории NASA.

Но только через 14 лет идея воплотилась в реальность, появилась деревянная мышь, очень неудобная, но функциональная.

И уже после этого времени компьютерная мышь видоизменялась и сегодня имеет огромное количество вариантов внешнего вида. Когда впервые мышь была изготовлена, она имела провод, выходящий из задней части устройства и очень напоминала известного грызуна. Но современные мышки часто являются беспроводными.

Сканер – устройство для ввода в компьютер графических изображений и текстов с бумажного оригинала.

Микрофон – это устройство, предназначенное для ввода звуковой информации в компьютер.

Монитор – устройство для вывода информации о работе компьютера, на нем отображаются все процессы, которые происходят в данный момент на компьютере.

Принтер. Он выводит на твёрдый носитель, чаще всего на бумагу, информацию, хранящуюся на компьютере. Принтеры могут быть цветными и чёрно-белыми.

По способу получения изображения различают:

·                   матричные

·                   струйные

·                   лазерные принтеры.

В матричных принтерах, процесс получения изображения происходит за счёт группы иголок, которые наносят удар по красящей ленте.

В струйных принтерах нанесение чернил происходит за счёт распыления.

В лазерных принтерах наносится сухой тонер. Чернила и тонер находятся в съёмных картриджах.

Наушники и колонки – предназначены для вывода звуковой информации.

Минимальный набор, который необходим для работы компьютера – это системный блок, клавиатура, мышь и монитор.

Перейдём к следующему вопросу и выясним что такое Компьютерные сети.

Для обеспечения связи между компьютерами их объединяют в компьютерные сети. Различают локальные и глобальные компьютерные сети.

В любом компьютерном классе находится много компьютеров, которые соединены между собой. Например, вы заметили, что, работая за любым компьютером можно распечатать информацию на общем принтере. Или что весь класс берет данные из одной общей папки. Такое возможно благодаря тому, что все компьютеры класса объединены в сеть. Такая сеть называется локальной.

То есть Локальная сеть — это группа связанных между собой компьютеров, серверов, принтеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (в пределах здания или кабинета). Локальная сеть даёт возможность получать совместный доступ к общим папкам, файлам, оборудованию, различным программам.

На сколь угодно больших расстояниях (это могут быть не только разные страны, но и разные континенты) компьютеры также объединяются в сеть, которая называется глобальной компьютерной сетью.

Самой известной и обширной глобальной компьютерной сетью является Интернет.

Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей (локальных, региональных и корпоративных) для хранения и передачи информации по всему миру.

Компьютеры, подключённые к сети можно условно разделить на две категории: компьютеры, которые хранят, сортируют, поставляют информацию и управляют общими устройствами, они называются серверами. И компьютеры, которые эту информацию используют, например, ваши личные компьютеры дома, они называются клиентами.

Важной характеристикой компьютерной сети является скорость передачи информации, то есть количество информации, передаваемое за единицу времени. Эта величина определяется как количество информации в битах в секунду, а также в кратных единицах: килобит в секунду, мегабит в секунду, гигабит в секунду.

Перейдём к практической части урока.

Скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна 256000 бит в секунду. Передача данных через это соединение заняла 2 минуты. Нужно определить информационный объём переданных данных.

Вы уже знаете о том, что время активного использования компакт-дисков подошло к концу. Это связано с развитием Всемирной Паутины, созданием облачных сервисов и разработкой новых типов носителей. Давайте решим задачу и выясним сколько килограмм CD дисков приходилось носить пользователю, для того чтобы перенести информацию.

Итак, CD объёмом 700 Мб весит 15 г. Сколько будет весить набор таких дисков, необходимый для полного копирования информации с жёсткого диска объёмом 320 Гбайт?

Пришло время подвести итог нашего урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

Персональный компьютер – это компактное многофункциональное электронное устройство, предназначенное для работы одного человека (пользователя). ПК прост в использовании и обслуживании, а также имеет доступную стоимость.

Условно, все составляющие персонального компьютера можно разделить на устройства, входящие в системный блок (внутренние) и внешние устройства.

Минимальный набор, который необходим для работы компьютера – это системный блок, клавиатура, мышь и монитор.

Персональный компьютер на сегодняшний день чаще всего используется как инструмент для выхода в Интернет.

Что такое компьютер?

Сегодня большинство компьютеров даже не признаны таковыми: они встроены во всём, от микроволновых печей до мобильных телефонов и цифровых радиостанций, довольно гибкая система, поэтому и является частью этих приборов. Почему они так полезны и как именно они работают, да и вообще, что такое компьютер?

 

Компьютер – это программируемая электронная машина, обрабатывающая информацию и производящая вычисления.

Другими словами, компьютер – это система информационного оборота, он принимает необработанную информацию в одном конце, сохраняет её, ждёт готовности что бы её обработать, а потом на другом конце обрабатывает и выводит.

Те устройства, которые принимают информацию – это устройства ввода, сама информация хранится в памяти – это уже устройства хранения информации, дальше идёт процесс обработки информации, а полученные результаты на выходе, не что иное, как вывод.

Для понимания того, что такое компьютер, нужно ознакомиться с примером:

Представьте себе, что компьютер — это человек. Предположим у вас есть знакомый, который силён в математике и все те, кто его знают, отправляют по почте свои математические вопросы. Каждое утро знакомому математику почтальон приносит кучу математических задач. В свою очередь он их собирает в тумбочку и хранит до появления свободного времени. И каждый день поочередно он берёт одно из сообщений, изучает проблему, разрабатывает решение и пишет ответ. Потом он кладёт решение в конверт, адресованный создателю вопроса и отправляет по почте и так далее, от письма с вопросом к другому письму с вопросом.

Можно заметить, что ваш друг работает как компьютер. Вводом для информации тут является почтальон, тумбочка, куда складываются ждущие решения задачи – устройство хранения, а мозг обрабатывающий информацию – процессор, а отправка по почте не что иное, как вывод информации.

Конечно, компьютер более сложное устройство и все его принципы не описать, сравнивая с работой человека, только лишь основы.

Ввод информации — это не что иное, как устройства ввода информации в компьютер, такие как клавиатура, мышь, ведь благодаря устройствам ввода можно получить информация от человека в компьютер для последующей обработки. Если же используете микрофон и возможность распознавания голоса благодаря, но это несколько другая форма ввода.

Устройства хранения: вероятнее всего ваш компьютер хранит все документы и файлы на жёстком диске, а более мелкие компьютерные устройства, такие как цифровые камеры и смартфоны обычно используют другие виды хранения, как карты флеш памяти.

Обработка информации: за обработку информации у человека отвечает мозг, а у вашего компьютера – это процессор (центральный процессор) им является микрочип, находящийся внутри системного блока. Он решает удивительно трудоёмкую работу, поэтому и имеет свойство – нагреваться как следствие компьютерный мозг имеет систему охлаждения.

Вывод информации: ваш компьютер, вероятнее имеет ЖК монитор, способный получать от компьютера и потом и передавать графику высокого разрешения человеческому глазу, а также и стереодинамики, без которых выводимый звук не получится услышать. Вы можете иметь принтер, что обеспечит постоянную форму вывода информации.

Собственно, для того что бы понять, что такое компьютер, нужно понять схему его работы: компьютер работает путём объединения ввода, хранения, обработку и вывода информации. Все основные части компьютерной системы вовлечены в один из этих четырёх процессов.

Что такое компьютер — Информатика

Одним словом — компьютер это электронно-вычислительная машина.
Главной задачей компьютера является помощь нам, людям. Эти машины ускоряют выполнение поставленных задач — считают, вычисляют, контролируют, рассчитывают и действуют за нас. Компьютер выполняет многие действия вместо человека, тем самым ускоряя процессы и облегчая нам жизнь. 

С помощью компьютера производится автоматизация производственного процесса, это заметно снижает затраты на производство, поэтому уменьшается стоимость товара. Задача компьютера — решение сложнейших математических действий, помощь в управлении и создании различных проектов. Многие люди имеют возможность зарабатывть с помощью компьютера. Эта машина — отличный помощник как в технических вопросах, так и в реализации творческих идей. 
Компьютер имеет возможность сохранять огромное количество информации и позволяет работать с ней — редактировать, печатать, принимать и отправлять различные данные.

Вначале компьютеры занимали целые здания, помещения. Они исполняли функции вычислительных приборов — производили математические расчеты. Наука постепенно развивалась, прогресс шел вперёд и теперь компьютер помещается у нас на ладони. И сфера их использования увеличилась в тысячи раз. Мы привыкли к компьютерам и уже не представляем нашу жизнь без них. Но стоит вспонить каким чудом техники казаля компьютер 10 лет назад. Постоянно выпускаются новые модели с большими и большими возможностями, старые же теряют свою ценность и дешевеют в разы. На сегодняшний день рынок техники развивается очень быстро, наука даёт новые возможности. Невиданные технологии уже изобретены и ждут своей реализации. Достижения ученых постепенно появляются в нашей жизни, нам всегда хочется чего -то нового и, естественно, самого лучшего. Поэтому мы постоянно приобретаем новинки, даже зная, что через год это уже устареет.

Кто-то уже не представляет жизни без компьютера, другим же он еще не так необходим. Все люди на разных уровнях владеют компьютером. Также это зависит от сферы работы человека. У каждого есть выбор — пользоваться техникой и экономить своё время или доверять только своим знаниям и рукам. Немалую роль в нашей жизни играет человеческий фактор, поэтому можно поспорить, что выполнит задачу точнее — компьютер или человек.

На данный момент компьютер имеет 3 самых растространённых разновидности. 
Первый — персональный компьютер. Он состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и мышки. У большинства людей дома имеются именно такие компьютеры.
Второй — ноутбук или портативный компьютер. Такая машина по сравнению с персональным компьютером намного меньше, на вид напоминает большую книжку и включает в себя все составные части домашнего компьютера.
Третий — наладонник или карманный пк. Это совсем небольшой компьютер, который помещается в руках и отличается своей компактностью. Их чаще всего используют для работы в разъездах и быстрого доступа к информации.

Компьютер состоит из множества частей, каждая из которых отвечает за определённые действия. Скорость работы компьютера определяется главным процессором. Ваши документы — файлы, папки, фотографии, картинки, музыка, фильмы и программы хранятся на жестком диске, встроенном в компьютере. Также существует оперативная память — от нее зависит скорость работы компьютера, т.е. с какой быстротой он будет открывать приложения, реагировать на действия и выполнять заданные ему задачи. Клавиатура, так же как и мышка нужны для ввода информации и управления компьютером. Для работы компьютера нужна программа управления. Её называют операционной системой. Самой распространённой и используемой в посведневной жизни является Windows, но есть и другие, например Linux, MS-DOS, ReactOS, Ubuntu, Mac OS.

Компьютер служит средством быстрой передачи информации с помощью сети Интернет. Также информацию можно сохранять и передавать друг другу используя диски(CD,DVD), флешки, карты памяти и переносные жесткие диски(для большого объёма информации). 

Существует множество комплектаций компьютера, каждая из них имеет особенные возможности и разную мощность. Выбирая себе компьютер, решите, для чего вы будете его использовать, так как платить лишнее за мошность, которая не будет задействована — глупо. Нужно подобрать именно то, что будет вам удобно и подойдёт для вашего вида деятельности. 

Пользуйтесь компьютерами, этой новейшей техникой, так как она только поможет вам в решении задач, воплощении идей и поиске информации, однако не забывайте о мерах предосторожности. Компьютер — это не роскошь, а ваш помощник. 

Статья по информатике «Компьютер в обществе людей»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Опарино Кировской области

Компьютер в обществе людей

Реферат по информатике и ИКТ

ученицы 9 класса «Б»

Цвик Натальи

Руководитель

Рихтер Наталья Анатольевна

Опарино — 2016Оглавление

Сегодняшнюю жизнь невозможно представить без компьютеров, они стали ее неотъемлемой частью.

А ведь первый компьютер появился более полувека назад в США. Это событие было связано с одной стороны достижениями в области электроники, а с другой — потребностями математиков, физиков и других специалистов в автоматизации расчетов. Ранние модели компьютеров назывались электронными вычислительными машинами (ЭВМ). Высокая стоимость и необходимость специального образования ограничивали их широкое использование. Долгие годы компьютеры оставались лишь инструментом для научных расчетов.

Сначала как ученые, создавшие новую машину (Дж. огли и Дж. ккерт), так и предприниматели не видели особых возможностей для ее использования в экономике, бизнесе и других безобидных сферах (т.к. все-таки главным предназначением этой машины было проведение расчетов для создания новых систем оружия).

Сейчас этот эпизод можно рассматривать лишь как курьез, связанный с ошибками прогнозирования. А с началом массового производства деталей для компьютеров, уменьшением их габаритов, веса в сотни и тысячи раз по сравнению с первыми образцами появилась возможность установить компьютер нового поколения (80-ых годов) на рабочем столе. Значительно снизилась и цена такого компьютера. Теперь он стал доступным не только богатым фирмам, но и отдельным гражданам. Компьютер приблизился к человеку и стал называться персональным. Более того, наукой было выяснено, что многие интеллектуальные операции представлены в виде достаточно больших и сложных совокупностей элементарных, логических и арифметических. Это позволило моделировать на современных компьютерах многие из функций, считавшихся ранее прерогативой человека. Сегодня машины доказывают математические теоремы, анализируют памятники мировой литературы, играют в шахматы и выполняют многие другие действия, которые еще совсем недавно мог совершать лишь интеллектуально развитый, квалифицированный специалист.

Компьютер всего лишь орудие человеческой деятельности и, как любое другое орудие, используется обществом для решения задач и достижения целей, которые обусловлены его социальными, экономическими, идеологическими особенностями.

Развитие цивилизации уже на ранних стадиях резко увеличило количество «деловых» бумаг — всякого рода справок, отчетов, ведомостей и т.п. Не считанные тысячи переписчиков трудились в многочисленных канцеляриях. Но дальнейшее развитие цивилизации позволило облегчить труд человека. Применение настольных, а затем и карманных калькуляторов намного упростили технику вычисления и оказали существенную помощь бухгалтерам, инженерам и людям других профессий. А также все чаще мы сталкиваемся с вычислительной техникой и ее деятельностью при оплате счетов, начислении зарплаты, заказе билетов и т.д.

Уже никого не удивишь огромным быстродействием ЭВМ, их малыми размерами и большой памятью. И можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование этих умных машин будет продолжаться.

С первых дней своего появления и по сей день персональные компьютеры остаются очень популярными. В чем причина их успеха и для чего они нужны? Компьютер – это универсальное средство для хранения, обработки и передачи информации. Он способен делать массу полезного и тем самым облегчать жизнь пользователю – работающему за компьютером человеку.

Мы живем в мире компьютеров. Они играют существенную роль в нашей работе, образовании, досуге и в средствах общения. Кассиры в банках, агенты бюро путешествий, секретари, бухгалтеры, журналисты, страховые агенты, операторы телефонных станций, учителя, студенты и другие ежедневно пользуются компьютерами. Однако для многих людей эти устройства все еще окружены тайной.

Для того чтобы понять, что такое компьютеры, нужно уяснить два основных момента: компьютеры — это инструменты для обработки информации (такой, как слова, числа, изображения и звуки), инструменты, расширяющие наши возможности. Например, инструменты вроде молотка или ворота рас ширяют наши физические возможности; телескоп или телефон расширяет возможности наших органов чувств. Компьютеры — это инструменты, которые расширяют наши умственные способности.

Такие устройства, как магнитофон или калькулятор, тоже помогают нам обрабатывать информацию. Однако каждое из этих устройств выполняет ограниченный набор операций (запоминание или вычисление), причем над ин- формацией определенного вида (звуки или числа). Преимущества компьютеров в том, что они обладают широкими возможностями по обработке всех видов информации. Компьютеры могут нам помочь в запоминании, извлечении, упорядочении, сравнении, модификации, передаче, приеме и анализе слов, чисел, изображений и звуков.

Второй важный момент состоит в том, что компьютерам должны быть даны инструкции в виде программы для того, чтобы они могли вообще что- либо делать. Программа — это последовательность детальных, пошаговых команд, составленных на языке, который понимает компьютер. Компьютер точно выполняет команды программы. Он не обладает здравым смыслом и знанием того, как обычно делается то или иное дело. Компьютер не может понять или выполнить неясные или двусмысленные команды, как бы они ни были очевидны для человека. Поэтому, когда Вы читаете или слышите: «Компьютер сделал», это означает: «Компьютер был запрограммирован, чтобы сделать».

Каждая программа сообщает, как выполнить некоторую функцию. Удивительная гибкость компьютеров обусловлена тем, что они могут выполнять команды в любой программе, и мы, создавая бесконечное множество различных программ для любых компьютеров, выбираем, когда пользоваться той или иной из них.

Широкие возможности компьютеров по обработке информации делают их в принципе пригодными для разнообразного использования в области образования. Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях — от дошкольников, овладевающих алфавитом, до врачей, изучающих новые методы диагностики. Компьютеры пригодны для использования в таких областях, как языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо. Компьютеры открывают новые пути в развитии навыков мышления и умения решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. С помощью компьютеров можно сделать проведение уроков, упражнений, контрольных работ, а также учет успеваемости более эффективными. Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям. Компьютеры могут сделать многие уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации — легкодоступным. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы они создавали различные изображения, воспроизводили музыку, выполняли расчеты, служили пишущими машинками, разбирались в классном журнале. Преобразовывали написанный текст в речь, замеряли время реакции обучаемого, управляли магнитофонами и проигрывателями видеодисков и вообще создавали обстановку для творческого и веселого обучения.

Возможности использования компьютеров для обучения безграничны. Их общедоступность могла бы привести к фундаментальным изменениям в школьной программе, к более полному решению проблем образования, к новым средствам обучения неполноценных людей, к расширению возможностей самообразования и домашнего обучения.

В дополнение к их потенциальным возможностям как средств обучения компьютеры сами должны стать важным объектом изучения. Понимание их возможностей и ограничений необходимо каждому образованному человеку.

Компьютер — это инструмент, но от всех других инструментов отличающийся тем, что он перерабатывает информацию и может быть запрограммирован на выполнение множества работ. Но так же, как и другие инструменты, он способен служить хорошим и плохим целям. С помощью молотка можно строить, а можно и разрушать. Компьютер может быть использован для создания оригинальных рассказов, музыкальных произведений, картин, для изучения сложных взаимосвязей в области естественных наук или для бездумных, в большинстве своем, игр. Степень влияния компьютеров на учащихся зависит от того, как учащиеся их используют.

2.1. Компьютер – учитель

Компьютеры можно запрограммировать так, что они будут обладать многими достоинствами и не будут иметь недостатков, присущих книгам, фильмам и учителям. Хорошие программы придают компьютерам некоторую гибкость и «отзывчивость», которые в полной мере проявляются в процессе общения ученика с учителем и совсем отсутствуют при обучении с помощью книг и фильмов. Компьютер может оценить знания ученика перед началом занятий и внимательно контролировать усвоение материала в процессе урока. Компьютер может приспосабливать уровень материала, скорость его подачи, число повторений к каждому ребенку индивидуально. Компьютер, подобно книге, предоставляет возможность каждому ученику работать в наиболее подходящем темпе и делает знания специалистов в какой-либо области доступными всем. Компьютеры позволяют использовать картинки, движущиеся изображения и звуки. Хотя эти картинки и звуки не такие совершенные, как в фильмах, они, тем не менее, помогают излагать новые понятия и удерживать внимание учеников. Появившаяся недавно комбинация компьютеров с видеодисками дала возможность использовать на компьютеризованных уроках изображения и звуки, не уступающие по качеству кинофильмам.

Достоинство компьютеров в том, что они абсолютно объективны, не раздражаются, не испытывают разочарования, сталкиваясь с трудными ученика- ми. Это в совокупности со способностью взаимодействовать, удерживать внимание и индивидуально общаться делает компьютеры особенно ценным средством для обучения трудных детей.

В школе компьютеры можно использовать для ведения уроков по многим предметам, причем несколькими способами. Иногда они являются основным средством изучения какого-либо раздела.

2.2. Распознавание текстов

Текст не обязательно набирать на клавиатуре самому. Если текст уже существует в напечатанном виде, его можно ввести в компьютер с помощью специального устройства — сканера и получить соответствующий ему графический образ. А затем, используя систему оптического распознавания (OCR), выделить из полученного изображения текст и в результате он станет доступным для других программ.

Системы оптического распознавания текстов находят широкое применение в тех областях, где требуется вводить в компьютер и обрабатывать значительные объемы информации, в частности, при организации потокового ввода данных для различных информационных систем, автоматизации офисной деятельности и т.д.

Конечно, OCR-система, как и человек, может ошибаться. Надежность ее работы и скорость распознавания во многом зависят от качества исходного текста. На «хороших», с полиграфической точки зрения, текстах ошибок оказывается немного, не более 1-2 на страницу.

OCR-системы способны работать с текстами на разных языках, в том числе и со смешанными текстами произвольных начертаний и размеров. В отдельных случаях для повышения качества распознавания может потребоваться расширение шрифтовой базы системы путем ее обучения. Для борьбы с неизбежно возникающими ошибками используется специализированный, встроенный в систему электронный корректор. Сегодня на российском рынке продаются следующие системы распознавания:

FineReader (BitSoftware, Inc), CuneiForm (CognitiveTechnologiesLtd), Author (Окрус).

2.2. Информационные системы

Информационной системой называют программу или программный комплекс, предназначенный для накопления и обработки различной информации. В зависимости от характера и объемов обрабатываемой информации, гибкости и мощности существующих для этого средств все информационные системы можно разделить на две большие группы: персональные системы и профессиональные системы.

Профессиональные информационные системы значительно сложнее и дороже персональных, они позволяют хранить большие объемы информации и имеют развитые возможности по ее обработке. В зависимости от тематической направленности среди информационных систем различают юридические, библиографические, медицинские и другие.

Каждая информационная система состоит как бы из двух частей: наполнения и оболочки. Наполнение системы, называемое базой данных (БД), представляет собой совокупность содержащейся в системе информации. Способы ввода, размещения и представления этой информации регламентируются на стадии создания системы. В результате вся информация внутри БД оказывается определенным образом структурированной, что значительно облегчает к ней доступ и поиск нужных сведений.

Оболочка информационной системы, называемая системой управления базой данных (СУБД), представляет собой специальную среду. Работая в ней, пользователь может выполнять с БД различные действия. К их числу относятся такие распространенные операции, как: поиск в БД информации, удовлетворяющей определенным критериям, просмотр имеющейся и ввод новой информации, ее сортировка, печать и другие.

2.3. Глобальная компьютерная сеть Internet

Internet — глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Internet образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около двух лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.

При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Internet можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.

Кроме того Internet предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Internet для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.

Электронная почта — самая распространенная услуга сети Internet. В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Кроме того сообщение, посланное по электронной почте дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.

В настоящее время Internet испытывает период подъема, во многом благодаря активной поддержке со стороны правительств европейских стран и США. Ежегодно в США выделяется около 1-2 миллионов долларов на создание новой сетевой инфраструктуры. Исследования в области сетевых коммуникаций финансируются также правительствами Великобритании, Швеции, Финляндии, Германии.

Однако, государственное финансирование — лишь небольшая часть поступающих средств, т.к. все более заметной становится «коммерцизация» сети (ожидается, что 80-90% средств будет поступать из частного сектора).

3. Персональный компьютер – средство повышения творческих способностей человека и его интеллекта

3.1. Робот и человек

Заглянув в недра современного роботизированного предприятия, мы не обнаружим там столь привычных по фантастическим романам «железных киборгов», бесстрастно склонившихся над станками. В тоже время современное промышленное производство настолько насыщено разнообразными автоматами, что порой возникает ощущение, что весь завод — это один гигантский робот.

Сам термин «робот», как известно, пришел из литературы. Чуть более полувека назад чешский писатель Карел Чапек написал пьесу «Р.У.Р.» (Россумские универсальные роботы), персонажами которой были люди и роботы — человекоподобные машины. Так впервые появилось понятие «робот» — искусственный аналог живого мыслящего существа, которое вскоре стало играть важную роль не только в научно-фантастической литературе, но также в науке и технике.

Все же попытаемся ответить на вопрос: «Что такое робот?» Возьмем аналогию робота с человеком. Какие качества в данном случае нас интересуют? Во-первых, умственные способности, которые охватывают восприятие, обучение, наличие памяти, логики и т. д. Во-вторых, физические данные, которые включают силу, скорость, надежность, стабильность основных характеристик. И наконец, в-третьих, функциональные возможности человека, а именно: универсальность (способность хорошо выполнять различную работу), способность к выполнению сложных движений (ловкость), приспособляемость (адаптируемость к различным изменениям внешних факторов).

Именно в этом совпадении качественных пространств и состоит антропоморфность робота, то есть сходство его с человеком. Другими словами, робот — это антропоморфная модель человека. Именно поэтому, в последнее время с понятием робот все чаще и чаще встречается понятие «Искусственный интеллект».

Современный робот — это удивительное средоточие, казалось бы, несоединимого. В англоязычных странах для характеристики робота используют непереводимый термин «kluge», означающий систему, состоящую из разнородных компонентов, конструкторы которых никогда не собирались использовать их совместно. Действительно, какой случай мог бы слить воедино в качественно новое образование насосную станцию и современную ЭВМ, многочленную механическую руку и телевизионную камеру? Развиваясь независимо, все эти составляющие робота достигли определенного совершенства, когда отнюдь не случай, а дерзкая мысль инженеров свела их вместе, чтобы еще лучше служить человеку. Однако для этого потребовалось преодолеть узкие междисциплинарные рамки, терминологические баррикады, психологические барьеры и массу других, обычных в новом деле преград…

Итак, роботы — это системы, которые способны заменить человека в различных сферах деятельности благодаря своим способностям «думать» и «делать» (конечно, соотношение между «думать» и «делать» для разных роботов различно). Области применения роботов, уже сегодня чрезвычайно разнообразны, начиная с медицинского обслуживания, где они выполняют роль сиделки и ухаживают за больными, и кончая исследовательскими работами, где роботы могут заменить человека в океанских глубинах и на других планетах.

3.2. Компьютерная графика

Кроме обработки текстов ПК прекрасно подходит для подготовки графики и широко используется в работе редакций газет и журналов, книжных издательств, рекламных агентств. С помощью графических редакторов создают иллюстрации, разрабатывают стиль и эмблему фирм, готовят рекламу.

Графические программы, рассчитанные на профессиональное применение, позволяют вводить и обрабатывать в компьютере черно-белые и цветные фотографии, слайды, изображения от видеомагнитофона, телевизора, видеокамеры. Так, например, с помощью пакетов презентационной графики можно создавать богатые спецэффектами рекламные и демонстрационные ролики, дополняя их при желании музыкой и речью.

Самостоятельным направлением графических программ с развитыми возможностями являются системы автоматизированного проектирования. С их помощью дизайнеры определяют внешний вид автомобилей, подготавливают новые коллекции моделей одежды и т.д.

Вывод изображения на экран дисплея и разнообразные действия с ним, в том числе и визуальный анализ, требуют от пользователя достаточной геометрической грамотности. Геометрические понятия, формулы и факты, относящиеся, прежде всего, к плоскому и трехмерному случаям, играют в задачах компьютерной графики особую роль. Геометрические соображения, подходы и идеи в соединении с постоянно расширяющимися возможностями вычислительной техники являются неиссякаемым источником существенных продвижений на пути развития компьютерной графики, ее эффективного использования в научных и иных исследованиях. Порой даже самые простые геометрические методики обеспечивают заметные продвижения на отдельных этапах решения большой графической задачи.

3.3. Компьютерные Игры

За компьютером можно не только эффективно работать, но и хорошо отдыхать. Этот факт со всей убедительностью доказывают многочисленные фирмы, выпускающие развлекательные программы. Не секрет, что большинство новичков начинает свое знакомство с компьютером именно с игр, а с широким распространением домашних ПК игровые программы становятся все более популярными.

Персональные компьютеры на заре своего появления (в начале 80-х годов) служили в основном развлекательным целям. Первые ПК продавались как своего рода игрушки. На них можно было играть в специальные игры, получившие название «видеоигр». Такой компьютер выпуска 1984 г. имел вид клавиатурного блока чуть толще альбома для рисования. Он подключается к любому домашнему телевизору и стандартному кассетному магнитофону. После этого на магнитофон можно поставить кассету с записанной на ней программой видеоигры и включить магнитофон на воспроизведение. Программа введется или, как говорят, «загрузится» в память ПК и можно будет начать игру.

С ПК можно играть и в популярные у нас видео игры «хоккей», «теннис», сражаться в крестики-нолики, морской бой, шахматы и т. д. Видеоиграми увлекаются не только дети, но и взрослые.

«Очень важно, чтобы в научной работе всегда оставалось место для шутки и развлечения… Продуктивность научных исследований в вычислительной технике, как в серьезных, так и в шуточных разработках, объясняется прежде всего свободной теоретической атмосферой, в которой новые идеи, по-видимому, порождаются наполовину людьми, а наполовину самими машинами. Можно даже сказать, что без этого веселого настроения не было бы и быстрого научного прогресса».

Важно отметить, что тот же игровой домашний микрокомпьютер, с которым можно часами сражаться в морской бой, с успехом служит в качестве неутомимого репетитора, предлагающего арифметические или физические задачи, а затем тщательно проверяющего их решение. Он сам напомнит правило грамматики, которое забыл ученик, покажет цветной чертеж, чтобы легче уложилась в памяти трудная теорема, объяснит заново тему, если ученик болел или был не слишком внимательным в классе. Об этом мы подробнее расскажем в следующем разделе.

3.4. Компьютеры и творчество

Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются мощным инструментом для творческого выражения в литературе, живописи музыке. Программы обработки текстов делают написание и их редактирование менее утомительными, предоставляя возможность писать больше и лучше. Программы построения графических изображений способствуют созданию картин, мультипликации и специальных зрительных эффектов. Программы сочинения музыки открывают новые возможности для ее изучения причем даже для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструмента.

Музыкальные и звуковые эффекты, воспроизводимые компьютерами, шагнули далеко вперед в своем развитии по сравнению со звуками, напоминающими звук отскакивающего шарика при игре в настольный теннис, которые для многих людей были первыми «компьютерными» звуками, услышанными ими. Кроме воспроизведения звуков, сопровождающих видеоигры, компьютеры используются в создании музыкальных и звуковых эффектов для кинофильмов, грампластинок и в концертной деятельности. Компьютер не только имитирует звучание любого инструмента, но и производит совершенно новые звуки. Он может изменять высоту, темп и тембр музыки, а также по-другому манипулировать звуками. Эти возможности делают компьютер новым мощным инструментом для творчества как композиторов, так и исполнителей.

Кроме собственных возможностей по созданию звуков компьютеры могут управлять подключенными к ним специальными музыкальными инструментами. В совокупности с соответствующим программным обеспечением эти инструменты позволяют компьютерам воспроизводить любые музыкальные звуки, а также специальные звуковые эффекты.

Таким образом, компьютеризация стала не просто фактом научно-технического прогресса. Она властно вторглась в социальную жизнь общества, затронула его самые глубинные пласты: быт, досуг, образование. Будучи одним из наиболее выдающихся достижений современного этапа научно-технического прогресса, компьютерная технология рассматривается как катализатор скачкообразного роста производительности труда во всех сферах общественного производства. Она является усилителем интеллектуальной мощи общества, проявляющееся в ускорении темпов развития науки и техники, литературы и искусства, фактор ускорения процессов производства и распространения знаний и перехода к новым технологиям XXI века, основаны на «обработке знаний» и в этом могло бы и должно было проявиться могущество компьютера!

Также в заключении хотелось бы подвести итог сказанному выше, сделать выводы. Как уже отмечалось, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни и трудно представить себе, как бы люди обходились без них в некоторых отраслях своей деятельности, например, в управлении искусственными спутниками Земли или томографии. Значение этих машин переоценить практически невозможно, чего стоит одно только оперирование, производящееся медицинскими светилами на расстоянии при помощи специальных роботов. Но нужно помнить о том, что без первоначального участия человека, деятельности программистов, ЭВМ не умели вообще ничего. Именно поэтому, на мой взгляд, ошибочно приписывать все достижения лишь компьютерам.

Безусловно, нельзя говорить только о положительном влиянии ЭВМ на жизнь человека, ведь всеобщая компьютеризация и негативно отразилась на ней. Да, компьютеры существенно ускорили процессы, требующие повторения монотонных операций; да, они улучшили качество образования и расширили пути его получения, позволили людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными членами общества. Да, творческие способности человека широко открылись и приобрели некоторые другие направления, связанные с использованием компьютеров. Но есть и обратная сторона медали: во-первых, люди сегодня теряют связь друг с другом, для некоторых виртуальный мир заменил реальный и нормальное человеческое общение, гораздо более искреннее по своей сути, стало неприемлемым. Во-вторых, появилось множество умных компьютерных воров, хакеров, что заставляет создавать усиленные средства безопасности, чтобы избежать финансовых потерь и утечки информации. В-третьих, как бы ни была надежна техника, она все же остается техникой, которой свойственно ломаться, что грозит разного рода потерями и возможностью лишиться контроля над системой.

И я думаю, что, оценив все положительные и отрицательные черты компьютеризации, нам, поколению ХХI века, необходимо выработать новую концепцию в создании и внедрении программных продуктов и информационных систем, в которой учесть все: социальные, экономические, политические – факторы, чтобы людям будущего было чем гордиться, а не над чем ломать голову, исправляя наши ошибки.

1. Аглицкий Д.С. и др. Компьютеры в офисе и дома: Инфра- И-Н, 1997

2. Алексеев В.Е., Петров А.В. и др. Вычислительные технологии в инженерных и экономических расчетах. – М.: Высшая школа, 1990

3. Журавлев А.Н., Павлюк К.М. Язык и компьютеры. – М.: Просвещение,1989

4. Зуев С.Т., Растригин Л.А. Вычислительные машины, системы, сети…- М.: Наука,1982

5. Каныгин Ю.П., Зотов Б.К. Что такое информатика? – М.: Наука,1989

6. Клейман Г.Н. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987

7. Косневский П.Р. Школы будущего: занимательная математика и ПК/ Перевод с английского. – М.: Мир,1987

8. Кочетов Г.П. Могущество и бессилие компьютера. — М.: Просвещение, 1987

9. Кушнаренко И.С. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Наука, 1991

10. Ляпиков В.С., Саруханов М.П. Чего не может ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1989

11. Мичи Д., Джонатон Р. Компьютер – Творец. – М.: Просвещение/перевод с англ., 1999

12. Наумов Б.Н. Информатика. Компьютерная грамотность. – М.: Наука, 1988

13. Перегудов М.А. Халамайзер А.П. Бок о бок с компьютером. – М.: Мир, 1987

Информатика — это… Что такое Информатика?

Информа́тика (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Термин информатика возник в 1960-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1962)[1].

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.

Введение

Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) ещё не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.

Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе).

Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления.

История информатики

Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году[2]. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Чёрным и Р. С. Гиляревским в 1968 году[3].

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.

В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».

Высшей наградой за заслуги в области информатики является премия Тьюринга.

4 декабря отмечается День российской информатики, так как в этот день в 1948 году Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10 475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину[4].

Структура информатики

Информатика делится на ряд разделов.

Теоретическая информатика

Теоретическая информатика занимается теорией формальных языков и автоматов, теориями вычислимости и сложности, теорией графов, криптологией, логикой (включая логику высказываний и логику предикатов), формальной семантикой и предлагает основы для разработки Компиляторов языков программирования.

Практическая информатика

Практическая информатика обеспечивает фундаментальные понятия для решения стандартных задач, таких, как хранение и управление информацией с помощью структур данных, построения алгоритмов, модели решения общих или сложных задач. Примеры включают в себя алгоритмы сортировки и быстрого преобразования Фурье.

Одной из центральных тем практической информатики является инженерия программного обеспечения (англ. Software Engineering). Речь идет о систематическом процессе разработок от идеи до готового программного обеспечения.

Практическая информатика предоставляет также необходимые инструменты для разработки программного обеспечения, например — компиляторы.

Техническая информатика

Техническая информатика занимается аппаратной частью вычислительной техники, например основами микропроцессорной техники, компьютерных архитектур и распределенных систем. Таким образом, она обеспечивает связь с электротехникой. Компьютерная архитектура — это наука, исследующая концепции построения компьютеров. Здесь определяется и оптимизируется взаимодействие микропроцессора, памяти и периферийных контроллеров.

Еще одним важным направлением является связь между машинами. Она обеспечивает электронный обмен данными между компьютерами и, следовательно, представляет собой техническую базу для Интернета. Помимо разработки маршрутизаторов, коммутаторов, или межсетевых экранов, к этой дисциплине относится разработка и стандартизации сетевых протоколов, таких как TCP, HTTP или SOAP для обмена данными между машинами.

Прикладная информатика

Прикладная информатика объединяет конкретные применения информатики в тех или иных областях жизни, науки или производства, например, бизнес-информатика, геоинформатика, компьютерная лингвистика, биоинформатика, хемоинформатика и т.д.

Естественная информатика

Естественная информатика — это естественнонаучное направление, изучающее процессы обработки информации в природе, мозге и человеческом обществе. Она опирается на такие классические научные направления, как теории эволюции, морфогенеза и биологии развития, системные исследования, исследования мозга, ДНК, иммунной системы и клеточных мембран, теория менеджмента и группового поведения, история и другие[5][6]. Кибернетика, определяемая, как «наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество»[7] представляет собой близкое, но несколько иное научное направление. Так же, как математика и основная часть современной информатики, оно вряд ли может быть отнесено к области естественных наук, так как резко отличается от них своей методологией. (Несмотря на широчайшее применение в современных естественных науках математического и компьютерного моделирования.)

Основные термины

  • Информационные ресурсы — Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.
  • Информационная технология
    1. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объёме и заданного качества.
    2. Совокупность самих этих методов, способов, действий и т. д.
  • Информационный процесс — Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или её носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.
  • Информационный технологический процесс — Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.

См. также

Примечания

  1. Google Переводчик
  2. Steinbuch, K. (1957). «Informatik: Automatische Informationsverarbeitung». SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe) – Firmenzeitschrift.
  3. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы информатики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1968.
  4. День информатики в России. Calend.Ru: календарь событий. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 13 декабря 2009.
  5. Wolfgang Hofkirchner. «Information Science»: An Idea Whose Time Has Come.- Informatik Forum 3/1995, 99-106
  6. Игорь Вайсбанд. 5000 лет информатики. М.- «Черная белка», 2010
  7. Norbert Wiener (1948), Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine, (Hermann & Cie Editeurs, Paris, The Technology Press, Cambridge, Mass., John Wiley & Sons Inc., New York, 1948)

Литература

  • А. С. Грошев. Информатика. Учебник для вузов. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. — 470 с. — ISBN 978-5-261-00480-6
  • Дж. Гленн Брукшир. Введение в компьютерные науки = Computer Science: An Overview. — 6-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — 688 с. — ISBN 5-8459-0179-0
  • Глушков В. М. Безбумажная информатика. — М.: Наука, 1978.

Ссылки

Leave a comment