Настройка и установка Realtek High Definition Audio. Инструкция
Если ваш компьютер работает на OC Windows XP, Vista или 7, а также оснащен аудиочипом от Realtek, то для работы звука вам необходимо иметь специальный драйвер. Для его активации наберите «Realtek» в поиске Пуска. Когда вы найдете в результатах Диспетчер Realtek HD — запустите его. Если этой программы нет в поиске, то на компьютере отсутствует этот драйвер либо установлена слишком старая версия. В этой статье будет написано, как произвести установку и настройку драйвера Realtek.
Установка драйвера Realtek
Следуйте этой пошаговой инструкции, если на компьютере отсутствует драйвер либо он устарел.
- Загрузите актуальную версию необходимого драйвера с сайта Realtek либо либо с нашего сайта по следующей ссылке: https://programmy.pro/windows/realtek-hd-audio/ .
- Начините установку, запустив скачаный файл в формате «.exe».
- Для продолжения установки нажимайте «Далее».
Внимание: если при установке будет предупреждение, что Windows не знает об издателе драйвера, то просто нажмите на «Установить», для продолжения работы установщика.
- После установки драйвера перезагрузите компьютер, чтобы все изменения начали свою работу.
Сигналом о правильной установки программного обеспечения будет знак Realtek HD Audio Manager на панели задач. Чтобы перейти в диспетчер Realtek просто кликните на знак два раза.
Функции и настройки Realtek High Definition Audio
Аудикодек Realtek поддерживает 8-канальное аудио, Jack-Sensing, а также обладает множеством других функций. Кроме того он успешно работает с Universal Audio Jack, благодаря чему можно легко устранять ошибки связанные с кабельным соединением.
Аудио Менеджер Realtek поддерживает системные платы, которые работают с аудиобработчиком от Realtek.
Примечание: все меню указаны ниже для справки и их названия могут сильно отличаться от того, что будет находиться на вашем компьютере. В среде обозначенных выше версий Windows, Диспетчер Realtek HD будет сам находить устройства, подключенные к портам. И в зависимости от них уже будут показаны вкладки с настройками. Также интерфейс программы может отличаться из-за версии драйвера либо модели установленной на вашем компьютере звуковой карты.
Например:
Меню «Динамики»
Сначала перед вами откроется ползунок для регулировки громкости всех устройств. В панели, расположенной справа будут располагаться параметры, связанные с работой аудиоустройств вывода.
Цифровой выход
Для настройки входа цифрового звука сделайте следующее:
- Во вкладке «Дополнительные настройки устройства» можно настраивать параметры разделения входных гнезд.
- После вам станут доступны еще четыре вложенных меню.
Для настройки акустических систем:
1. Выберите меню «Динамики».
2. Для установки аналогового порта вывода как устройства по умолчанию нажмите на «Задать стандартное устройство».
3. Выберите меню «Конфигурация динамиков», расположенною в «Динамики». Там будут находиться параметры конфигурации. Также там можно настроить объемный звук и указать конфигурацию динамиков.
4. В меню «Звуковой эффект» можно настроить караоке, выбрать окружающую вас обстановку, а также выбрать один из нескольких режимов для эквалайзера.
5. Для регулирования громкоговорителей необходимо перейти в меню «Поправка на помещение». Там можно регулировать расстояние и углы, исходя от вашего расположения. Это очень полезная функция пригодится тогда, когда вы находитесь не прямо перед колонками, а стоите в несимметричной позиции от них. Но ее работа возможно только в режимах 5.1 и 7.1.
6. Меню «Стандартный формат» отвечает за параметры микшера. А если конкретно, то за частоту дискретизации и разрядность, с которой ОС будет обрабатывать исходящие звуки.
Настройка микрофона
Настроить свой микрофон можно в последнем меню, которое так и называется — «Микрофон». Вверху будут находиться ползунки для настройки громкости и баланса микрофона. Регулируйте их, пока не добьетесь желаемой громкости.
Этот раздел делится на две вкладки: «Эффект микрофона» и «стандартный формат».
Во вкладке «Эффект микрофона» можно изменить параметры конференц-режима, а также включить режим подавления эхо и шума.
Меню «Информация»
Нажав на значок информации, который выглядит как буква «i», можно узнать версию программы, аудиоконтроллер, DirectX, кодек и выбрать язык программы.
Спасибо за внимание! Пишите ваши уточнения по настройке Realtek High Definition Audio. 🙂
Лучшие бесплатные программы для работы со звуком | Другая аудиотехника | Блог
Сегодня создавать музыку или просто работать со звуком стало проще, чем когда-либо. Между мьюзикмейкерами и компаниями образовался некий симбиоз — последние увеличивают количество первых, делая многие продукты для новичков бесплатными. Это долговременная инвестиция, но компании прекрасно знают: если музыканту понравилась программа или плагин, сменит на что-то новое он ее очень нескоро. Скорее всего, наоборот — рано или поздно он купит платную версию ради расширенных функций и оперативных апдейтов. Поэтому в бесплатные версии продуктов компании вкладывают много сил, стараясь понравиться пользователям. Вот подборка 10 лучших приложений, которые охватывают все потребности как начинающего, так и опытного аудио\видеоблогера, музыканта или звукорежиссера.
Garageband
Garageband — единственная из этого списка программа только для мака. Но не упомянуть ее нельзя — в ней есть все, чтобы начать делать музыку прямо сейчас. На борту куча инструментов, эффектов, сэмплов и пресетов для всех стилей музыки. Есть даже версия для айфонов и айпадов, в которой можно накидать демку, а потом открыть этот же проект на маке и продолжить работу. По своей сути, Garageband представляет собой урезанный Logic, профессиональный DAW от Apple. И это еще один плюс — Logic открывает проекты Garageband, поэтому не возникнет проблем при переходе на более серьезный софт. Найдутся, конечно, и минусы — нет толкового микшера, группировки треков, присутствуют ограничения на редактирование midi и т.п. Тем не менее, Garageband не стесняются использовать профессиональные музыканты, среди которых Rihanna, Oasis и Grimes (ее альбом Visions 2012-го полностью записан в этой программе).
Studio One Prime
Это бесплатная версия молодой, но уже снискавшей признание у звукорежиссеров и музыкантов программы Studio One. По сравнению со старшим братом имеет ограничения, главное из которых — нет поддержки сторонних плагинов. Придется полагаться на то, что идет в комплекте с программой, однако в комплекте идет немало — 9 эффектов, плагин синтезатора, ампсим, более 1 Гб лупов и семплов.
Второе важное ограничение — можно записывать только 2 трека одновременно, например, вокал и гитару. Барабанную установку записать не получится. Но, если это и не нужно — тогда Studio One Prime станет очень удобным DAW для начинающих. Некоторые ограничения лишь дисциплинируют, оберегая от главной ошибки новичка — безумного количества лишних плагинов и обработки.
Интерфейс очень дружелюбный и удобный, многие отмечают его как один из самых удобных DAW на рынке. Доступен для Windows и macOS.
TwistedWave
В жизни каждого музыканта бывают озарения, когда в голову приходит гениальная партия, и нужно ее записать прямо сейчас, пока не улетучилась. Времени запускать громоздкий DAW нет, нужно что-то придумать здесь и сейчас. На такие случаи разумно запастись ссылкой на TwistedWave — один из немногих онлайн-DAW, работающий стабильно через браузер и запускающийся за секунду. Возможно, дело в минималистичном интерфейсе — есть только базовые функции, плагины эффектов сделаны без оболочки — только цифры и ползунки, нет поддержки midi. Но с функциями онлайн-диктофона и редактора аудио программа справляется превосходно. Например, присутствует возможность мгновенно создать луп и импровизировать под него. Результат можно сохранить на гугл-диск или сразу залить на Soundcloud.
Cockos Reaper
Технически он не бесплатный. Но с официального сайта разработчика можно скачать программу и использовать ее абсолютно свободно сколько угодно времени с полной функциональностью даже по истечении его 60-дневного триального периода. Никакого подвоха — придется только подождать некоторое время перед началом работы над проектом, читая обращение авторов с просьбой купить продукт. Можно и купить, а можно закрыть всплывающее окно и работать.
По-сути — Reaper это современный взгляд на профессиональный DAW, и многие решения здесь реализованы просто блестяще: все треки универсальные и не делятся на аудио, midi и инструменты, партии midi можно редактировать прямо в основном окне проекта, есть возможность накладывать эффект на определенный участок трека парой кликов и т.п.
Можно скачать и для Windows, и для macOS, плюс существуют даже экспериментальные сборки для Linux.
Audacity
Когда речь заходит о программе для обработки сырцов — удаления щелчков с записанных треков, монтажа множества аудиодорожек, особенно если это речь для стримов, подкастов, ютуба и т.п., то хорошо бы иметь в хозяйстве Audacity. Фактически, эта программа представляет собой урезанную DAW — она не поддерживает работу с midi, только с аудиофайлами. Зато есть шикарный набор инструментов и эффектов для редактирования аудио.
Многие рутинные операции вроде выравнивания сигнала здесь выполняются в пару кликов.
Приложение не новое, с богатой историей, которая продолжается и по сей день. У программы есть свои фанаты. Апдейты выходят почти каждый месяц. При этом Audacity была и остается бесплатной. Есть на Windows, macOS и даже Linux.
AmpliTube Custom Shop
На живых концертах гитаристы и басисты играют через стэк — так называется цепочка приборов для обработки гитарного сигнала: усилитель — кабинет с динамиками — инструментальный микрофон. Плагины давно научились имитировать гитарный стэк и сегодня достигли в этом деле неплохих результатов — при сравнениях симуляций усилителей с оригинальными приборами разницу найти очень нелегко. Дополнительный плюс в том, что можно за секунду загружать пресеты, обмениваться ими в сети и менять настройки усилителя в готовом миксе (что невозможно себе представить при работе с «железом»).
IK Multimedia Amlitube 4 — один из самых реалистично звучащих ампсимов с виртуальными клонами реально существующих девайсов, разработанными под надзором их производителей. Его младшего брата, Amplitube Custom Shop, можно бесплатно скачать с официального сайта компании.
Это полнофункциональная программа с тем же пугающе реалистичным звуком, но урезанным количеством приборов: 4 усилителя, 9 педалей эффектов, 5 кабинетов, 3 микрофона и тюнер. Необходимый минимум есть, а то, чего не хватает, можно докупить в онлайн-магазине (там более 280 виртуальных железок на любой вкус).
Есть как в формате независимой программы (для Windows и macOS, в комплекте с простеньким рекордером для записи набросков), так и плагина для DAW.
Reaplugins
В комплекте с Cockos Reaper идет набор отличных плагинов, которые можно скачать отдельно с официального сайта компании.
Несмотря на простоватый внешний вид, Reaplugins очень функциональны и отлично звучат. К примеру, параметрический эквалайзер со спектроанализатором превосходно подходит для вырезания резонансов.
ReaFir — один из самых простых и эффективных шумоподавителей, незаменим, если нужно удалить шипение или низкочастотный гул из речи.
ReaGate — удобный и функциональный гейт, который приживется в начале цепочки эффектов каждой записанной дорожки.
Плагины очень аккуратно расходуют ресурсы компьютера и стали рабочей лошадкой для многих звукорежиссеров.
TDR Nova
Современные эквалайзеры серьезно эволюционировали после того, как превратились в софт. Сегодня из параметрического эквалайзера разработчики делают универсальный прибор, который умеет и в многополосную компрессию, и динамическую эквализацию.
Один из таких мультитулов — TDR Nova. В нем есть 4 полосы плюс фильтры высоких и низких частот, можно послушать каждую полосу отдельно и настроить частоты с хирургической точностью.
Но главная его фишка во встроенном компрессоре, который можно включать для каждой полосы индивидуально, чтобы прибор срабатывал только тогда, когда сигнал на этой полосе достигает заданного значения Threshold.
При всей этой абракадабре, программа обладает очень понятным интерфейсом — достаточно потыкать десять минут, чтобы разобраться.
Работает шустро и абсолютно бесплатно, плюс есть функция апгрейда до платной версии с расширенным функционалом.
MFreeFXBundle
MFreeFXBundle — процессор эффектов собственным семейством из более чем 180 подключаемых плагинов, которые можно скачать с официального сайта, притом 37 из них бесплатны. Там можно обзавестись тысячей мелочей, которые пригодятся в хозяйстве создателя музыки — различные анализаторы, тюнер, генератор шума, сатуратор, стереорасширитель, эффекты задержки и модуляции, есть даже блокнотик!
Сама оболочка также загружается абсолютно свободно. Отличный комбайн, значительно расширяющий арсенал мьюзикмейкера.
KOMPLETE START Bundle
Список был бы неполным без KOMPLETE START Bundle — джентльменского набора начинающего музыканта.
Абсолютно бесплатный пак от именитой компании Native Instruments, включающий в себя 7 синтезаторов, 9 библиотек сэмплов и лупов, ампсим, плагин лампового компрессора и несколько оболочек, позволяющих управлять всем этим великолепием. Комплект покроет большинство потребностей новичка и послужит превосходной отправной точкой для создания собственных коллекций семплов и синтезаторов.
Заключение
Еще в девяностые при создании альбома с помощью компьютера партии приходилось записывать на CD, поскольку просто не существовало винчестеров достаточного объема. Сложно осознать, насколько это было неудобно. Сегодня же вычислительной мощности среднего домашнего ПК хватит для большинства нужд начинающего мьюзикмейкера. Людей, занятых в этой сфере, становится все больше, а спрос рождает предложение. Софт стал доступнее, разнообразнее и удобнее, поэтому когда, если не сейчас, приступать к воплощению своих творческих идей!
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами | Микрофоны | Блог
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.
На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.
Как вернуть качественный звук в Windows 7 — побитовый вывод, аппаратные эффекты (EAX и пр.)
Хочу поделиться опытом по теме звука в Windows 7.На самом деле, всё не так плохо, как сначала кажется, и я вам сейчас это продемонстрирую.
Начну сначала.
О звуковых подсистемах
Windows XP
Тут схема звуковой подсистемы примерно следующая:
В данном случае через интерфейс DirectSound ПО имело прямой доступ к аппаратным ресурсам звуковой карты — микширование, преобразование частоты дискретизации, различные эффекты (включая 3D позиционирование) — в общем, всё, что было необходимо, как для музыки/фильмов, так и для игр.
Конечно, были свои проблемы, в частности с микшером Windows (неточная регулировка громкости, принудительная некачественная передискретизация всего и вся до 48 кГц), но они вполне легко обходились с помощью Kernel Streaming (тот самый поток, идущий мимо kmixer), а иногда даже с помощью хороших драйверов (у Creative например таковые появись только в линейке X-Fi. На аудиокартах Audigy микшер ведет себя не вполне адекватно, но, при желании, справиться с этим не сложно).
Vista, Seven
И вот, жили наши энтузиасты-звукари, горя не знали, но тут подоспела новая ОС от Microsoft, которая конечно же обязана была содержать кардинальные изменения (и не так уж важно, в какую сторону).
Таким образом, в рамках новой концепции абстракции от оборудования, Windows Vista, кроме всего прочего, получила полностью переработанную подсистему ввода/вывода звука. И конечно же, переработали её не самым лучшим образом.
Вот, какой вид она приняла в этот раз:
API — Application Programming Interface
APO — Audio Processing Object
CPT — Cross Process Transport
KST — Kernel Streaming Transport
Теперь поясню. Суть такова: все программы, заточенные под вывод на DirectSound и ничего не знающие о новом интерфейсе, подключаются к WASAPI в общем режиме (WASAPI Shared), далее происходит следующее:
- Приведение звуковых потоков от разных приложений к одному виду (указанному в настройках Windows) — т.е. к одному количеству каналов, частоте дискретизации, глубине квантования.
- Микширование потоков.
Плюс к этому надо добавить возможность наложения в процессе обработки программных эффектов (алгоритмы которых заложены в драйверах звуковой карты). Например, для звуковых карт Creative X-Fi есть убогая эмуляция эффекта CMSS-3D.
Далее всё это отправляется через Kernel Transport на звуковую карту.
Теперь давайте попытаемся объективно оценить преимущества и недостатки новой системы:
+ базовые возможности обработки для звуковых карт не умеющих обрабатывать звук «своими силами»
+ поддержка на входе практически любого формата аудио — многоканальное аудио с частотой дискретизации до 192 кГц и глубиной квантования до 32-bit float
+ повышенная стабильность (спорное утверждение, в принципе)
— принудительный ресемплинг сомнительного качества
— сужение динамического диапазона (особенно в режиме 16 бит)
— отсутствие доступа к аппаратному DSP, т.е. потеря всего его функционала, включая эффекты EAX в играх (в т.ч. и на картах, где EAX эмулировался программно — так как в WASAPI такого понятия даже нет нет)
— щелчки, хрипы и прочие последствия связанные с использованием ресурсов ЦП.
Как видно, больше всего не повезло компьютерным меломанам-аудиофилам (надеюсь, никто не обидится) и геймерам.
Люди же, не особо интересующиеся тем, что происходит со звуком на пути к звуковой карте — возможно даже получат определенное улучшение (хотя, опять же, им скорее всего всё равно — лишь бы работало)
Меломанам: точный вывод звука
1. Как я писал выше, большинство приложений для вывода звука в Windows 7 (хотят они того, или нет) используют режим WASAPI Shared. Но есть и другой режим — WASAPI Exclusive. Если руководствоваться блок-схемой, то в этом режиме отбрасывается всё, что лежит между Application Programming Interface и Kernel Streaming Transport — грубо говоря, звук идет непосредственно от приложения через интерфейс WASAPI на звуковую карту.
Но, так или иначе, мы получаем по-битовый вывод аудио на звуковую карту.
2. Есть и другой способ. Если ваша звуковая карта имеет родной драйвер ASIO — вам крупно повезло. ASIO функционирует совершенно отдельно от WASAPI, так что, при прослушивании музыки системные звуки не будут отключаться — потоки ASIO и WASAPI будут микшироваться самой звуковой картой.
Вывод: если ваш драйвер ASIO не вызывает сомнений, используйте его.
Теперь непосредственно к делу.
Конечно же, для прослушивания музыки я рекомендую foobar2000 с плагином ASIO Output или WASAPI output support — ни за что другое ручаться я не могу. Подробная настройка вывода звука через foobar2000 описана здесь.
Любителей AIMP я разочарую — WASAPI Exclusive не предполагается даже в AIMP3 beta (только Shared), а ASIO в нем пока что сильно хромает (не умеет выставлять правильное количество каналов вывода, что приводит к нехорошим результатам).
Пользователям Winamp могу предложить плагины ASIO output Plugin или даже такое: OpenAL Output — кстати, еще один способ обхода WASAPI (видно из блоксхемы).
Для кинолюбителей: о видеоплеерах
C видеоплеерами ситуация практически аналогичная. Нам необходимо вывести звук на карту в первозданном виде. Особенно это важно, если вы хотите выполнить преобразование многоканального звука в стерео с использованием аппаратных эффектов вроде CMSS-3D в Creative X-Fi (объемное звучание в наушниках или стерео колонках). Для этого звук должен поступить на звуковую карту в многоканальном виде. Но вот беда: WASAPI в общем режиме преобразовывает каналы до кол-ва указанного в настройках Windows. Но даже если вы укажите там, скажем, 5.1, — этот параметр синхронизируется с настройками драйвера звуковой карты, и DSP не будет преобразовывать звук — так как сигнал на входе соответствует по кол-ву каналов настройкам. Т.е. тут принцип таков: в настройках драйвера звуковой карты должна стоять реальная конфигурация подключенного устройства воспроизведения (наушники, АС), а звук на карту должен поступать не измененным.
Геймерам: трехмерное позиционирование, EAX
И так, для тех, кто, может быть, еще не в курсе: выход найден — OpenAL. Эта библиотека имеет доступ ко всему, что касается аппаратных эффектов трехмерного позиционирования источников звука и т.н. Environmental Audio Extension — вплоть до версии 5.0.
Кроме того, что продвинутые разработчики таких игр, как например S.T.A.L.K.E.R: Call of Pripyat построили движки своих игр на OpenAL, для остальных игр, рассчитанных на DirectSound, было разработано две программы, преобразующих вызовы DirectSound в OpenAL:
- Creative ALchemy (последняя на момент написания статьи версия) для карт
- и даже 3D SoundBack для карт Realtek HDA, которые, кстати говоря, поддерживают EAX 2.0 (хоть и программно)
Выводы
И так, вот вроде бы мы имеем всё, чего нам так не хватало сразу после перехода с Windows XP на Windows 7. Конечно, не без лишней мороки, но, что делать — такие уж задачки подкинула нам фирма Microsoft.
Благодарю за внимание.
НАСТРОЙКИ СИСТЕМЫ Чтобы открыть настройки звука , выберите «Параметры»> «Настройки звука» в главном меню или нажмите функциональную клавишу F10 на клавиатуре. Страница настроек звука содержит параметры и настройки для вашего аудиоустройства. Выбранные здесь настройки Вверху слева показаны параметры звука Windows с выбранным драйвером FL Studio ASIO «ASIO», вверху справа — драйвер Несколько слов о звуковых картах, аудиоинтерфейсах и драйверахЗвуковая карта: Термин «звуковая карта» используется довольно свободно, у вас может быть звуковая карта на вашем ПК, на материнской плате или это может быть внешнее устройство, подключенное через USB / FireWire / Bluetooth.Термин Audio Interface лучше использовать. Звуковое устройство — это любое устройство, воспроизводящее звук, который вы слышите из динамиков вашего компьютера. Драйвер аудиоинтерфейса: Драйвер — это программный интерфейс между операционной системой (ОС) и оборудованием аудиоустройства. Драйвер сообщает ОС и, следовательно, FL Studio, какие входы / выходы имеет интерфейс и какие частоты дискретизации он может поддерживать. В случае Windows драйверы ASIO быстрее и эффективнее, чем драйверы основного звукового драйвера. ОпцииАудиовход / выходВыбранные здесь параметры будут определять, какие аудиовходы и ВЫХОДЫ будут доступны для использования FL Studio. Выберите аудиовходы и выходы в меню Mixer IN / OUT. Windows: Свойства звукаЕсли ваше аудиоустройство изначально не поддерживает ASIO, установка FL Studio включает FL Studio ASIO (см. Ниже) и сторонний драйвер ASIO4ALL. ПРИМЕЧАНИЕ: , что ASIO4ALL является универсальным драйвером ASIO, который работает с большинством аудиоустройств, ваш опыт может быть другим.ASIO4ALL позволяет выбирать входы и выходы от различных аудиоустройств / аудиоустройств. Раздел справки по расширенным настройкам ASIO4ALL охватывает эти параметры.
FL Студия ASIOПреимуществоFL Studio ASIO в том, что он является полностью мульти-клиентским на большинстве машин. Это позволит вам одновременно слышать звук из FL Studio и других приложений (таких как YouTube, SoundCloud и т. Д.). ПРИМЕЧАНИЕ: В некоторых системах вам может потребоваться выбрать фактический выход с помощью раскрывающегося меню, если настройка [Выход по умолчанию] не работает.
ПРИМЕЧАНИЕ. Хотя ваш опыт может отличаться, в ситуациях, когда критична производительность с низкой задержкой, мы рекомендуем вам выбирать драйверы в следующем порядке — Собственный драйвер ASIO> ASIO4ALLv2> FL Studio ASIO.Встроенный драйвер ASIO предоставляется производителем вашего аудиоустройства. Свойства основного звукового драйвераОтображается только при использовании стандартных драйверов (Primary Sound, WDM, Primary и т. Д.) . Мы настоятельно рекомендуем использовать FL Studio ASIO, если он по какой-то причине не работает. Затем…
macOS: Свойства звукаmacOS использует Core Audio. Драйвер по умолчанию — « встроенное аудио ». Здесь также будут отображаться сторонние аудиоустройства, они также используют Core Audio.
|
НАСТРОЙКИ СИСТЕМЫ Установка FL Studio включает FL Studio ASIO и сторонний драйвер ASIO ASIO4ALL. У два преимущества ASIO:
ПРИМЕЧАНИЕ. ASIO4ALL — это универсальный драйвер ASIO, который работает с большинством аудиоустройств, ваш опыт может быть другим, включая длительные периоды тишины и царапины в голове.Если ASIO4ALL не производит любой звук, мы рекомендуем вам выполнить все шаги, указанные ниже, включая раздел «Устранение неполадок». ИЛИ используйте драйвер FL Studio ASIO. Использование дополнительных настроек ASIO4ALLВ этом разделе объясняется, как использовать настройки ASIO4ALL. Чтобы просмотреть видеоурок по Щелкните здесь.
Устранение неисправностейСуществует видеоурок по настройке драйвера ASIO4ALL, который обсуждает общие проблемы.
|
УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК Если загрузка процессора слишком высока, вы услышите щелчки, треск или прерывание звука в реальном времени. Это известно как опустошение буфера . Хорошая новость в том, что загрузка процессора будет снижена, если вы потратите время на внесение некоторых изменений в FL Studio, как показано ниже. Почему происходит недобег? — Живой звук предварительно визуализируется небольшими фрагментами, которые затем отправляются в ваш аудиоинтерфейс.Длина буфера определяет, какова длина этих блоков. Цель предварительного рендеринга — сравнять мгновенные всплески нагрузки на процессор, когда способность вашего компьютера генерировать звук медленнее, чем «в реальном времени». В этом случае часть буферизованного звука может использоваться, пока обрабатывается обработка в реальном времени. Если буфер заканчивается из-за того, что ваш процессор не может работать в реальном времени слишком долго, ваше аудиоустройство начнет трескать или заикаться. Недостаточная загрузка имеет значение только во время воспроизведения в реальном времени — Загрузка проектов и плагинов приведет к недоработке, поэтому общее количество не должно вас беспокоить.Недоработки также не могут возникать в экспортированных файлах wave или mp3, поскольку процесс рендеринга может занять столько времени, сколько необходимо для генерации звука. Если вы слышите сбои в экспортированном аудио, значит, это плохо работает плагин. Дополнительная информация доступна в плейлисте FL Studio Optimization на YouTube. Первые настройки и что нужно проверитьНекоторые очень важные настройки находятся в Options> Audio :
Контрольный список оптимизацииКраткий справочник по оптимизации ЦП …
Проблемы, связанные с системой
Психология проверки реальностиМинимальная длина буфера Значение не является соревнованием. Если вас устраивают 20 или 30 мс, то это прекрасно.Помните, что чем меньше длина буфера, тем выше нагрузка на ЦП. Мы настоятельно рекомендуем 10 мс (режим ASIO) в качестве минимальной настройки. При настройках ниже 10 мс большинство людей не ощущают улучшенной «отзывчивости», и загрузка процессора быстро растет. Чтобы поместить 10 мс в контекст, задержка между касанием клавиши на реальном пианино и ударом молоточка по струнам для ноты pianissimo может быть более 100 мс (сенсорное и временное поведение действий рояля; Goebl, Bresin & Galembo [2005]), есть над чем задуматься. |
ЗАПИСЬ В этом разделе содержится все, что вам нужно знать о записи внешних источников звука , подключенных к входам вашего аудиоустройства, и внутреннего звука , генерируемого инструментами. Разделы включают: Предварительные требования для записи внешнего звукаПрежде чем вы сможете записывать внешние аудиоисточники , необходимы следующие настройки и условия :
Запись FAQ
Использование USB-микрофона или гарнитуры
USB-микрофон и гарнитуры отображаются как отдельные аудиоустройства отдельно от основного аудиоустройства. Чтобы использовать два или более аудиоустройства с FL Studio: Windows — Следуйте инструкциям в разделе Запись аудиовходов USB ИЛИ для macOS — Используйте функцию Aggregate audio device в папке Utilities. Как записывать внешний звук (микрофоны, гитары и т. Д.)Существует два основных способа записи внешнего звука, описанных ниже. Первый способ записывает звук как аудиоклип в списке воспроизведения.Вторая записывает в плагин Edison, загруженный на выбранную вами дорожку Mixer. 1. Процедура записи звука в плейлистХотя этот раздел выглядит сложным, с большим количеством шагов, в нем подробно описывается полная пошаговая процедура записи внешнего аудио в плейлист и все параметры. Как только вы поймете процесс, потребуется всего и несколько щелчков мышью , чтобы записать внешний или внутренний звук. Дорожки списка воспроизведения не привязаны изначально к аудиовходам , как это обычно бывает в других DAW.Аудио записывается через микшер на диск, и запись автоматически помещается на первую дорожку списка воспроизведения, где она не будет перекрываться с существующим контентом. Вы можете связать дорожку списка воспроизведения с аудиовходом дорожки микшера, щелкнув правой кнопкой мыши заголовок дорожки списка воспроизведения и выбрав «Режим дорожки > Аудиодорожка> Вставить … », чтобы связать ее с дорожкой микшера, как показано ниже на Шаг 3. Записи появятся в виде аудиоклипов.
Внешний звук записывается с входов трека микшера.Записи отображаются в списке воспроизведения как аудиоклипы. Поскольку дорожки списка воспроизведения изначально не представляют определенные дорожки микшера, не имеет значения, с какой дорожкой списка воспроизведения связана дорожка микшера или к какой дорожке списка воспроизведения впоследствии перемещается аудиоклип.
|