а есть ли преимущества? / Хабр
Конечно, успеть за техническим прогрессом, особенно в области новейших микропроцессорных технологий, невозможно. Кажется, совсем недавно продвинутые юзеры восхищались идеей двухядерного процессора, обсуждали преимущества параллельной обработки двух потоков и презрительно фыркали в сторону консерваторов, держащихся за свои старенькие процы. Какие недостатки? Разве могут они быть у столь блестящей архитектуры?Действительно, не успели мы привыкнуть к двухядерным системам, неутомимые производители в стремлении к увеличению продаж новой техники огорошили нас четырьмя ядрами на одном кристалле. Маркетинговая гонка – это, конечно, вещь захватывающая, голову у продавцов сносит напрочь, да и реклама как извечный двигатель торговли забивает нам мозги до полного помрачения. И никто не задумывается о том, что «раскрученные» двухядерки работают у юзеров уже несколько лет и – ребята, появляются первые отклики и результаты серьезных испытаний! И производители всеми силами пытаются скрыть от нас, что они – далеко не в пользу технических новинок!
Ядра-то конфликтуют! Ядрам-то не хватает скорости и структур протоколов обмена, они спорят и ругаются друг с другом, понижая в разы заявленную изготовителями производительность. Существование двух и четырех ядер на одной интегральной схеме оказалось настолько же проблематичным, какой была бы, пожалуй, жизнь в реале сказочного трехглавого Змея-Горыныча.
Практически сразу после появления двухядерок полетели первые встревоженные ласточки. Первые двухядерные процы Intel были основаны на ядре Smithfield, то есть представляли собой попросту два «склееных» ядра Prescott степпинга E0. Между собой ядра общались через системную шину при содействии арбитра.
Специалисты отметили в реале полное отсутствие положительных сторон у Smithfield. Основная претензия была к уровню производительности, когда во многих приложениях (не оптимизированных под многопоточность) двухядерные Smithfield проигрывали одноядерным Prescott, работающим на такой же тактовой частоте.
Intel проглотил обидные слезы и приступил к усовершенствованиям. Появилось ядро Presler, на котором размещены два ядра Cedar Mill, то есть Prescott 2M по 65нм технологии. Причем это были уже два независимых ядра. Двухядерка стала лучше, но ушли ли проблемы? И пошло наращивание технологий, «впихивание» максимального числа транзисторов в единицу площади… И что же? Процессоры Intel Core 2 Duo (и не только они одни!) содержат массу ошибок. Р8 – хорош? Тоже нет! Он реально «глючит», вместо двойной скорости умножения в режиме х87 выдавая половинную, задерживая переходы и обрезая флаги. Ошибки приводят к сбоям ПО, зависаниям операционки и даже возможности захвата управления компьютером через сеть!
Производители ЦП продолжают воевать с дефектами проектирования, прогоняя каждую команду через серию жестоких тестов. В частности, обновления спецификации на Intel Core 2 Duo постоянно пополняются новыми победами, достаточно забавно выглядящими на фоне массы поражений. Intel Xeon Quad-Core 5400 и его младший братец Xeon Dual-Core 5100 насчитывают по 54 официально подтвержденных дефекта критического уровня. И даже Itanium 9000 содержит в своей утробе 85 «жуков»! заплатки на операционные системы и прочее программное обеспечение. Ах да, операционные системы… С них-то все и началось!
Но что это мы все про Intel да про Intel… Дела-то и у АМD не лучше! Данная статья пишется на устаревшем уже, конечно, но вполне современном компе с сердцевиной Athlon 64 3800+. Раньше автор был ярым сторонником AMD, и его мнение подкреплялось безукоризненной работой обычных процессоров фирмы. А вот двухядерка – сколько проблем с ней уже пережито…! И не перестает, к сожалению, «радовать».
Так что – технологии технологиями, но… Выводы напрашиваются сами собой.
Четырьмя ядрами процессора уже давно никого не удивить, в последние время количество ядер и потоков в предлагаемых для настольного ПК центральных процессорах растёт с каждым годом. Поколение консолей с x86 архитектурой и 8 ядрами на борту уже готово смениться на следующее. Сколько же ядер нужно для игр прямо сейчас и в ближайшем будущем?
Методика тестирования
В идеальных условиях необходимо взять многоядерный процессор и протестировать все варианты отключения ядер. При этом надо сохранить идентичность внутренних взаимодействий и размер кеша. С другой стороны, такое исследование несет меньше пользы в реальном применении — размер кеша является одним из инструментов в разделении линеек. Поэтому многоядерные решения имеют большой размер кеша, а самые младшие процессоры в несколько раз меньше заветных МБ в L3.
Выявлять зависимость игр от количества ядер и потоков центрального процессора будем на двенадцатиядерном Ryzen 9 3900X.
Для каждой конфигурации подберу оптимальную на мой взгляд комбинацию активных ядер и CCD-чиплетов. Напомню, что процессоры AMD на архитектуре Zen2 состоят из нескольких кристаллов: I/O-чиплет с контроллерами интерфейсов и CCD-чиплеты с ядрами. Каждый CCD-чиплет представляет собой блок из двух CCX, содержащих в максимальной конфигурации 4 ядра и 16 МБ кеша третьего уровня. В Ryzen 9 3900X каждый CCX модуль оснащен тремя ядрами и 16 МБ кеша L3. CCD-чиплет может работать либо с равным количеством активных ядер на каждом из его CCX, либо только с одним активным CCX — это накладывает ограничение на итоговые комбинации для тестирования.
Активных CCD | Конфигурация CCD | L3 кэш | Количество ядер |
1 | 1+1 | 32 | 2 |
1 | 2+0 | 16 | 2 |
1 | 3+0 | 16 | 3 |
1 | 2+2 | 32 | 4 |
3+3 | 32 | 6 | |
2 | 1+1 | 64 | 4 |
2 | 2+0 | 32 | 4 |
2 | 3+0 | 32 | 6 |
2 | 2+2 | 64 | 8 |
2 | 3+3 | 64 | 12 |
В таблице выше указаны все возможные для Ryzen 9 3900X конфигурации ядер, жирным выделены компромиссно выбранные для тестирования варианты — с максимальным кешем для 8 и 12 ядер и одинаковым половинным для всех остальных вариантов от 2 до 6 ядер.
Вариант с 3 ядрами исключил по причине отсутствия таковых в продаже и слишком малого для игр количества ядер, 2 ядра без SMT (технология использования одного физического ядра для создания двух логических, аналогично Hyper Threading у Intel) не включены в тест из-за неактуальности таких процессоров в настоящее время.
В CPU-Z соревнующиеся варианты с включенным SMT выглядят так:
CCD-чиплеты в процессоре не одинаковы по частотному потенциалу: один является более удачным и используется для достижения максимальных частот буста, второй — с меньшими возможными частотами на тех же напряжениях. Для чистоты эксперимента все ядра зафиксируем на одинаковой частоте — 4350 МГц.
Остальной тестовый стенд выглядит так:
- Центральный процессор — AMD Ryzen 9 3900X
- Материнская плата — MSI MEG X570 Godlike
- Видеокарта — NVIDIA GeForce RTX 2080 Super
- ОЗУ — Team Group T-Force DARK Pro 4×8 ГБ 3800 МГц CL16
- SSD — NVMe ADATA XPG SX8200 Pro 512 ГБ (Windows 10 Pro со всеми обновлениями)
- SSD — Crucial MX500 1 ТБ (игры)
- БП — CoolerMaster V850 850W
Настройки таймингов оперативной памяти выставлены в режим высокой производительности.
Для улучшения читаемости текста обозначу каждый вариант конфигурации процессора комбинацией двух чисел, например 4-8, где первая указывает на количество активных физических ядер, вторая — общее количество потоков.
Производительность в играх буду измерять в трех параметрах: AVG — среднее значение ФПС на тестируемом отрезке, 1 % — среднее значение 1 % меньших ФПС и 0,1 % — среднее значение 0,1 % меньших ФПС. Из этих трех показателей самым интересным, пожалуй, является 1 % — основываясь на этом значении, можно составить представление о плавности и комфортности геймплея.
Тесты
Настройки в играх буду подбирать для облегчения нагрузки на видеокарту, но сохраняя сложность построения сцены для процессора.
В качестве отправной точки для сравнения буду использовать вариант с 4 физическими ядрами без использования многопоточности SMT.
3D Mark Time Spy CPU Test
Первой дисциплиной будет синтетический CPU тест игровой производительности из пакета 3D Mark.
Как и полагается искусственно созданной нагрузке с оптимизациями под многопоток — результат растет почти линейно вместе с количеством ядер и потоков.
Из интересных результатов — преимущество 6 физических ядер над 4 с включенным SMT, и 6-12 конфигурации над 8-8. Для процессоров Intel результат был бы похожим, за исключением почти идентичных результатов 6-12 и 8-8, Hyper Threading в среднем менее эффективен, чем SMT у AMD. Примечательность сравнения этих комбинаций ядер-потоков в прямой конкуренции реальных процессоров в игровых сборках.
Assassin’s Creed Odyssey
- Разрешение: 1080p
- Качество графики: самое высокое
- Модификатор разрешения: 50%
- Встроенный тест
Первый игровой проект и сразу один из самых процессорозависимых. Полностью избавиться от влияния видеокарты на результат не удалось, но и в таких условиях сравнение возможно.
Слева скриншот с мониторингом варианта 4-4, справа — 12-12.
Вопреки полученным выше результатам синтетического теста 3D Mark, восьмипоточный вариант 4-8 оказался производительнее 6-6, а 8-8 — быстрее 6-12. Реальное положение дел отличается от теоретических вычислительных возможностей.
Любой вариант с восемью потоками и больше, особенно начиная с шести ядер, показывает почти максимальную производительность. Очевидна оптимизация игры именно под 8 потоков, и дальнейшее их наращивание не приносит заметного увеличения количества кадров в секунду.
Четыре ядра без SMT показывают достаточный для одиночной игры уровень ФПС, но сильно отстают от более оснащенных конфигураций. Вариант 2-4 подойдет только для совсем непритязательных игроков.
Far Cry 5
- Разрешение: 1080p
- Качество графики: максимум
- Масштаб разрешения: 0,5
- Встроенный тест
Far Cry не является игрой, сильно зависящей от количества потоков процессора, но протестировать такие проекты тоже необходимо.
Скриншоты с мониторингом параметров системы в вариантах 4-4 и 12-12 показывают отсутствие влияния видеокарты на результат теста, загрузка мощностей видеокарты не более 60 %.
Даже два ядра с включенным SMT показывают достойный уровень производительности во встроенном тесте, а 4-4 уже вплотную подбирается к максимально возможным для 3900Х на частоте 4,35 ГГц результатам. Классическая четырехпоточная игра.
Интересной особенностью Far Cry 5 является странная работа с процессорами без технологий логической многопоточности, причем это касается и процессоров AMD, и Intel. Статтеры в вариантах 6-6 и 8-8 роняют значение 0,1 % ФПС очень сильно и отражаются на комфорте игрового процесса для придирчивых игроков. При этом 4-4 и 12-12 конфигурации лишены таких проблем — для четырех ядер это верно и для процессоров Intel, 12 проверить не удалось.
Вот так огрехи оптимизации игры могут снизить итоговый ФПС при увеличении количества ядер и вычислительной мощности процессора.
PlayerUnknown’s Battlegrounds
- Разрешение: 1080p
- Качество графики: очень низкое
- Текстуры, дальность видимости, сглаживание: ультра
PUBG уже не так популярен, как в былые времена, но все еще подходит под определение онлайн игры с большим количеством участников. В качестве тестового использовался отрезок повтора с двухминутным проездом на транспорте мимо активных боевых действий и красной зоны.
Скриншот мониторинга для варианта 4-4.
Конфигурации до 6-6 показывают приличный средний уровень ФПС, но мощности процессора явно не хватает — 1 % ниже 60 кадров в секунду уже нельзя назвать комфортным для сетевого шутера. 4-8 претендует на роль минимально приемлемого варианта.
World of Tanks enCore RT
- Разрешение: 720p
- Качество графики: ультра
- Сглаживание: выключено
- Трассировка лучей: выключено
- Встроенный тест
WoT — яркий пример малопоточной онлайн игры, результаты в отдельном бенчмарке трудно считать реальным тестированием именно этого онлайн проекта, но вполне показательно в разрезе аналогичных игр, не требовательных к процессору.
Скриншот тестирования 8-16 варианта, количество кадров, подготавливаемых процессором, очень высоко: даже 720p не выручает — загрузка видеокарты более 80 %.
Любая из тестируемых конфигураций процессора показывает запредельный уровень ФПС. Начиная с 4-8, производительность достигает максимума и уже не меняется с ростом числа ядер и потоков.
Четырех ядер без SMT вполне достаточно для этой и подобных игр.
Red Dead Redemption 2
- Разрешение: 720p
- Качество графики: максимальное
- Встроенный тест
Вышедший на ПК эпичный вестерн доставляет больше проблем видеокарте, но и для процессора работа найдется, проект будет представлять портированные с приставок на настольный компьютер игры.
Скриншоты мониторинга вариантов 2-4 и 12-12, загрузка видеокарты велика для любого производительного варианта, но в этой игре это не мешает выявить разницу производительности процессоров.
Заметна оптимизация игры именно под 8 потоков: варианты 4-8 и 8-8 самые производительные. Примечательно, что даже 2-4 конфигурация позволит окунуться в атмосферу дикого запада с комфортом, если мощности видеокарты позволят.
Wolfenstein: Youngblood
- Разрешение: 720p
- Качество графики: убер
- Сглаживание: выключено
- Трассировка лучей: выключено
- Встроенный тест
Wolfenstein попал в сравнение как современная, хорошо оптимизированная игра.
Скриншот теста максимальной конфигурации 12-24 с мониторингом, избавиться от влияния видеокарты на результат не удалось, RTX 2080 Super оказалось недостаточно.
Все протестированные комбинации показывают отличные результаты, 4-4 не выглядит сильно отстающим.
Внимание привлекает отличная оптимизация игры под многопоточные процессоры — результаты в целом очень похожи на синтетический тест 3D Mark, 6-12 быстрее 8-8. С более мощной видеокартой рост производительности возможно сохранился бы и выше 8-16 варианта.
Итоги
Тенденция на увеличение ядер процессора в среднем ПК не обошла и игровую индустрию, многие проекты уже сейчас содержат оптимизации под многопоточные варианты. Переход приставок на x86 архитектуру, несомненно, тоже повлиял на этот процесс.
Можно с уверенностью сказать, что эра четырехядерных игровых процессоров подходит к концу, но прямо сейчас их производительности еще достаточно для относительно комфортного времяпрепровождения за любой игрой.
Естественно, главным ограничителем уровня кадров в секунду как и прежде является видеокарта, но, имея производительный шестиядерный процессор, уже можно рассчитывать на высокий ФПС в большинстве игр. А, начиная с 6-12 конфигураций, прирост кадров в секунду от увеличения потоков почти отсутствует.
Именно шесть ядер и двенадцать потоков скорее всего станут ориентиром для разработчиков игр в ближайшее время, но не стоит забывать о консолях с их восьмиядрной начинкой.
Физические ядра, логические ядра, технологии многопоточности — все это разрабатывалось инженерами для увеличения производительности компьютерного железа, требования к которому постоянно растут. Программы и игры требуют все больше ресурсов. Как же производители процессоров увеличивают мощность своих детищ? Процессор является «сердцем» компьютера и выполняет вычисления, необходимые для работы софта. Модели CPU отличаются между собой даже в рамках одного семейства. Например, Intel Core i7 отличается от i5 технологией многопоточности под названием «Hyper-Threading», о которой далее пойдет речь (Core i3, i9, и некоторые Pentium также обладают данной технологией).
Принцип работы процессорных ядер и многопоточности
В современных операционных системах одновременно работает множество процессов.
Нагрузка от операционной системы на процессор идет по так называемому конвейеру, на который «выкладываются» нужные задачи для ядра. В качестве примера возьмем одно ядро процессора на частоте 4 ГГц с одним ALU (арифметико-логическое устройство) и одним FPU (математический сопроцеесор). Частота в 4 ГГц означает, что ядро исполняет 4 миллиарда тактов в секунду. К ядру по конвейеру поступают задачи, требующие исполнительной мощности, на которые тратится процессорное время.
Часто происходят случаи, когда для выполнения необходимой операции процессору приходится ждать данные из кеша более низкой скорости (L3 кеш), или же оперативной памяти. Данная ситуация называется кэш-промах. Это происходит, когда в кэше ядра не была найдена запрошенная информация и приходится обращаться к более медленной памяти. Также существуют и другие причины, заставляющие прерывать выполнение операции ядром, что негативно сказывается на производительности.
Данный конвейер можно представить, как настоящую сборочную линию на заводе — рабочий (ядро) выполняет работу, поступающую к нему на ленту. И если необходимо взять нужный инструмент, работник отходит, оставляя конвейер простаивать без работы. То есть, исполняемая задача прерывается. Инструментом, за которым пошел рабочий, в данном случае является информация из оперативной памяти или же L3 кэша. Поскольку L1 и L2 кэш намного быстрее, чем любая другая память в компьютере, работа с вычислениями теряет в скорости.
На конвейере с одним потоком не могут выполняться одновременно несколько процессов. Ядро постоянно прерывает выполнение одной операции для другой, более приоритетной. Если появятся две одинаково приоритетные задачи, одна из них обязательно будет остановлена, ведь ядро не сможет работать над ними одновременно. И чем больше поступает задач одновременно, тем больше прерываний происходит.
Способы увеличения производительности процессоров
Разгон
При увеличении частоты ядра повышается количество исполняемых операций за секунду. Казалось бы, с возрастанием производительности процессора проблемы должны исчезнуть. Но все не так просто, как хотелось бы думать. Прирост от увеличения частоты ЦП нелинейный. Множество процессов все еще делят одно ядро между собой и обращаются к памяти. Кроме того, не решается проблема с кэш-промахами и прерываниями операций, поскольку объем кэша от разгона не изменяется. Разгон — не самый лучший способ решения проблемы нехватки потоков. В пример можно привести всю ту же сборочную линию: рабочий увеличивает темп работы, но по-прежнему не умеет собирать два и более заказа одновременно.
Увеличение количества потоков на ядро
В процессорах Intel данная технология носит название Hyper-Threading, а в процессорах от Amd — SMT. Производители добавляют еще один регистр для работы со вторым конвейером. Пока один поток простаивает, ожидая нужные данные, свободная вычислительная мощность может быть использована вторым потоком. На кристалл же добавлен еще один контроллер прерываний и набор регистров.
Появляется возможность избавиться от последствий прерывания операций и сокращения времени простоя процессорной мощности. Благодаря чему ядро с двумя потоками выполняет больше работы за одинаковый отрезок времени, нежели в случае с однопотоком. На примере с рабочим: у конвейера появляется вторая сборочная линия, на которую выкладываются заказы. Пока производство на первой ленте простаивает в ожидании нужных инструментов, рабочий приступает к работе на второй ленте, сокращая время перерыва.
Стоит учитывать, что логический поток это не второе ядро, как может показаться с первого взгляда. Это лишь дополнительная «линия производства», чтобы более эффективно использовать доступную мощность. Из минусов технологии Hyper-Threading или SMT можно выделить увеличение тепловыделения, недостаток кэша (кэш на два потока по-прежнему общий), и проблемы с оптимизацией некоторых программ или игр, не способных отличать настоящее ядро от логического потока.
Именно по этой причине процессоры серии i7 «горячее» и имеют больше кэша по сравнению с i5. Использование технологии многопоточности может принести примерно до 30 % прироста производительности. Все это применимо как к Intel Hyper-Threading, так и к AMD SMT, поскольку технологии во многом схожи. Может возникнуть вопрос: «Если можно добавить второй поток, то почему бы не добавить третий и четвертый?» Это реализуемо, но не имеет смысла, поскольку кэш одного ядра достаточно мал для большего количества потоков и прироста производительности практически не будет.
Увеличение количества ядер
Это самый действенный способ решения проблемы, поскольку каждый конвейер теперь располагает своим FPU, ALU и кэшем, который не придется делить с другим потоком. Разные процессы используют разные ядра, из-за чего реже происходят кэш-промахи и конфликты приоритетных задач. Способ, разумеется, несет в себе некоторые издержки для производителей: дороговизна разработки и производства, увеличение тепловыделения и размера кристалла, и, как результат, повышается итоговая стоимость процессора.
Сферы применения многопоточных процессоров
С развитием компьютерных технологий перечень программ, использующих многопоточность, неуклонно растет. Это дает огромный простор разработчикам для создания нового софта и игр. Например, сейчас каждый современный triple-A проект оптимизирован для многопоточных процессоров, что позволяет наслаждаться игрой, получая высокий уровень fps на многоядерном CPU.
Еще больше распространены многоядерные системы в среде разработчиков. Программы для 3D-моделирования, монтажа видео и создания музыки требуют параллельного выполнения большого количества задач, с чем хорошо справляются системы с Hyper-Threading или SMT. В операционных системах мощность одного потока может тратиться на фоновые задачи (Skype, браузер, мессенджер), в то время как остальные задействуются для тяжелой игры или программы.
Но далеко не всегда увеличение количества потоков означает увеличение общей производительности. Почему же SMT процессоры порой уступают немногопоточным собратьям? Дело в программной поддержке. Иногда плохо оптимизированные программы не могут отличать логический поток от настоящего ядра, из-за чего на одно ядро может попасть две тяжелых задачи и замедлить работу. Тем не менее, подобные технологии имеют огромный потенциал, главное — грамотно реализовать его на программном уровне.
Используемая далее терминология используется в документации процессорам Intel. Другие архитектуры могут иметь другие названия для похожих понятий. Там, где они мне известны, я буду их упоминать.
Цель статьи — показать, что при всём многообразии возможных конфигураций многопроцессорных, многоядерных и многопоточных систем для программ, исполняющихся на них, создаются возможности как для абстракции (игнорирования различий), так и для учёта специфики (возможность программно узнать конфигурацию).
Процессор
Конечно же, самый древний, чаще всего используемый и неоднозначный термин — это «процессор».
В современном мире процессор — это то (package), что мы покупаем в красивой Retail коробке или не очень красивом OEM-пакетике. Неделимая сущность, вставляемая в разъём (socket) на материнской плате. Даже если никакого разъёма нет и снять его нельзя, то есть если он намертво припаян, это один чип.
Мобильные системы (телефоны, планшеты, ноутбуки) и большинство десктопов имеют один процессор. Рабочие станции и сервера иногда могут похвастаться двумя или больше процессорами на одной материнской плате.
Поддержка нескольких центральных процессоров в одной системе требует многочисленных изменений в её дизайне. Как минимум, необходимо обеспечить их физическое подключение (предусмотреть несколько сокетов на материнской плате), решить вопросы идентификации процессоров (см. далее в этой статье, а также мою предыдущую заметку), согласования доступов к памяти и доставки прерываний (контроллер прерываний должен уметь маршрутизировать прерывания на несколько процессоров) и, конечно же, поддержки со стороны операционной системы. Я, к сожалению, не смог найти документального упоминания момента создания первой многопроцессорной системы на процессорах Intel, однако Википедия утверждает, что Sequent Computer Systems поставляла их уже в 1987 году, используя процессоры Intel 80386. Широко распространённой поддержка же нескольких чипов в одной системе становится доступной, начиная с Intel® Pentium.
Если процессоров несколько, то каждый из них имеет собственный разъём на плате. У каждого из них при этом имеются полные независимые копии всех ресурсов, таких как регистры, исполняющие устройства, кэши. Делят они общую память — RAM. Память может подключаться к ним различными и довольно нетривиальными способами, но это отдельная история, выходящая за рамки этой статьи. Важно то, что при любом раскладе для исполняемых программ должна создаваться иллюзия однородной общей памяти, доступной со всех входящих в систему процессоров.
К взлёту готов! Intel® Desktop Board D5400XS
Ядро
Исторически многоядерность в Intel IA-32 появилась позже Intel® HyperThreading, однако в логической иерархии она идёт следующей.
Казалось бы, если в системе больше процессоров, то выше её производительность (на задачах, способных задействовать все ресурсы). Однако, если стоимость коммуникаций между ними слишком велика, то весь выигрыш от параллелизма убивается длительными задержками на передачу общих данных. Именно это наблюдается в многопроцессорных системах — как физически, так и логически они находятся очень далеко друг от друга. Для эффективной коммуникации в таких условиях приходится придумывать специализированные шины, такие как Intel® QuickPath Interconnect. Энергопотребление, размеры и цена конечного решения, конечно, от всего этого не понижаются. На помощь должна прийти высокая интеграция компонент — схемы, исполняющие части параллельной программы, надо подтащить поближе друг к другу, желательно на один кристалл. Другими словами, в одном процессоре следует организовать несколько ядер, во всём идентичных друг другу, но работающих независимо.
Первые многоядерные процессоры IA-32 от Intel были представлены в 2005 году. С тех пор среднее число ядер в серверных, десктопных, а ныне и мобильных платформах неуклонно растёт.
В отличие от двух одноядерных процессоров в одной системе, разделяющих только память, два ядра могут иметь также общие кэши и другие ресурсы, отвечающие за взаимодействие с памятью. Чаще всего кэши первого уровня остаются приватными (у каждого ядра свой), тогда как второй и третий уровень может быть как общим, так и раздельным. Такая организация системы позволяет сократить задержки доставки данных между соседними ядрами, особенно если они работают над общей задачей.
Микроснимок четырёхядерного процессора Intel с кодовым именем Nehalem. Выделены отдельные ядра, общий кэш третьего уровня, а также линки QPI к другим процессорам и общий контроллер памяти.
Гиперпоток
До примерно 2002 года единственный способ получить систему IA-32, способную параллельно исполнять две или более программы, состоял в использовании именно многопроцессорных систем. В Intel® Pentium® 4, а также линейке Xeon с кодовым именем Foster (Netburst) была представлена новая технология — гипертреды или гиперпотоки, — Intel® HyperThreading (далее HT).
Ничто не ново под луной. HT — это частный случай того, что в литературе именуется одновременной многопоточностью (simultaneous multithreading, SMT). В отличие от «настоящих» ядер, являющихся полными и независимыми копиями, в случае HT в одном процессоре дублируется лишь часть внутренних узлов, в первую очередь отвечающих за хранение архитектурного состояния — регистры. Исполнительные же узлы, ответственные за организацию и обработку данных, остаются в единственном числе, и в любой момент времени используются максимум одним из потоков. Как и ядра, гиперпотоки делят между собой кэши, однако начиная с какого уровня — это зависит от конкретной системы.
Я не буду пытаться объяснить все плюсы и минусы дизайнов с SMT вообще и с HT в частности. Интересующийся читатель может найти довольно подробное обсуждение технологии во многих источниках, и, конечно же, в Википедии. Однако отмечу следующий важный момент, объясняющий текущие ограничения на число гиперпотоков в реальной продукции.
Ограничения потоков
В каких случаях наличие «нечестной» многоядерности в виде HT оправдано? Если один поток приложения не в состоянии загрузить все исполняющие узлы внутри ядра, то их можно «одолжить» другому потоку. Это типично для приложений, имеющих «узкое место» не в вычислениях, а при доступе к данным, то есть часто генерирующих промахи кэша и вынужденных ожидать доставку данных из памяти. В это время ядро без HT будет вынуждено простаивать. Наличие же HT позволяет быстро переключить свободные исполняющие узлы к другому архитектурному состоянию (т.к. оно как раз дублируется) и исполнять его инструкции. Это — частный случай приёма под названием latency hiding, когда одна длительная операция, в течение которой полезные ресурсы простаивают, маскируется параллельным выполнением других задач. Если приложение уже имеет высокую степень утилизации ресурсов ядра, наличие гиперпотоков не позволит получить ускорение — здесь нужны «честные» ядра.
Типичные сценарии работы десктопных и серверных приложений, рассчитанных на машинные архитектуры общего назначения, имеют потенциал к параллелизму, реализуемому с помощью HT. Однако этот потенциал быстро «расходуется». Возможно, по этой причине почти на всех процессорах IA-32 число аппаратных гиперпотоков не превышает двух. На типичных сценариях выигрыш от использования трёх и более гиперпотоков был бы невелик, а вот проигрыш в размере кристалла, его энергопотреблении и стоимости значителен.
Другая ситуация наблюдается на типичных задачах, выполняемых на видеоускорителях. Поэтому для этих архитектур характерно использование техники SMT с бóльшим числом потоков. Так как сопроцессоры Intel® Xeon Phi (представленные в 2010 году) идеологически и генеалогически довольно близки к видеокартам, на них может быть четыре гиперпотока на каждом ядре — уникальная для IA-32 конфигурация.
Логический процессор
Из трёх описанных «уровней» параллелизма (процессоры, ядра, гиперпотоки) в конкретной системе могут отсутствовать некоторые или даже все. На это влияют настройки BIOS (многоядерность и многопоточность отключаются независимо), особенности микроархитектуры (например, HT отсутствовал в Intel® Core™ Duo, но был возвращён с выпуском Nehalem) и события при работе системы (многопроцессорные сервера могут выключать отказавшие процессоры в случае обнаружения неисправностей и продолжать «лететь» на оставшихся). Каким образом этот многоуровневый зоопарк параллелизма виден операционной системе и, в конечном счёте, прикладным приложениям?
Далее для удобства обозначим количества процессоров, ядер и потоков в некоторой системе тройкой (x, y, z), где x — это число процессоров, y — число ядер в каждом процессоре, а z — число гиперпотоков в каждом ядре. Далее я буду называть эту тройку топологией — устоявшийся термин, мало что имеющий с разделом математики. Произведение p = xyz определяет число сущностей, именуемых логическими процессорами системы. Оно определяет полное число независимых контекстов прикладных процессов в системе с общей памятью, исполняющихся параллельно, которые операционная система вынуждена учитывать. Я говорю «вынуждена», потому что она не может управлять порядком исполнения двух процессов, находящихся на различных логических процессорах. Это относится в том числе к гиперпотокам: хотя они и работают «последовательно» на одном ядре, конкретный порядок диктуется аппаратурой и недоступен для наблюдения или управления программам.
Чаще всего операционная система прячет от конечных приложений особенности физической топологии системы, на которой она запущена. Например, три следующие топологии: (2, 1, 1), (1, 2, 1) и (1, 1, 2) — ОС будет представлять в виде двух логических процессоров, хотя первая из них имеет два процессора, вторая — два ядра, а третья — всего лишь два потока.
Windows Task Manager показывает 8 логических процессоров; но сколько это в процессорах, ядрах и гиперпотоках?
Linux top
показывает 4 логических процессора.
Это довольно удобно для создателей прикладных приложений — им не приходится иметь дело с зачастую несущественными для них особенностями аппаратуры.
Программное определение топологии
Конечно, абстрагирование топологии в единственное число логических процессоров в ряде случаев создаёт достаточно оснований для путаницы и недоразумений (в жарких Интернет-спорах). Вычислительные приложения, желающие выжать из железа максимум производительности, требуют детального контроля над тем, где будут размещены их потоки: поближе друг к другу на соседних гиперпотоках или же наоборот, подальше на разных процессорах. Скорость коммуникаций между логическими процессорами в составе одного ядра или процессора значительно выше, чем скорость передачи данных между процессорами. Возможность неоднородности в организации оперативной памяти также усложняет картину.
Информация о топологии системы в целом, а также положении каждого логического процессора в IA-32 доступна с помощью инструкции CPUID. С момента появления первых многопроцессорных систем схема идентификации логических процессоров несколько раз расширялась. К настоящему моменту её части содержатся в листах 1, 4 и 11 CPUID. Какой из листов следует смотреть, можно определить из следующей блок-схемы, взятой из статьи [2]:
Я не буду здесь утомлять всеми подробностями отдельных частей этого алгоритма. Если возникнет интерес, то этому можно посвятить следующую часть этой статьи. Отошлю интересующегося читателя к [2], в которой этот вопрос разбирается максимально подробно. Здесь же я сначала кратко опишу, что такое APIC и как он связан с топологией. Затем рассмотрим работу с листом 0xB (одиннадцать в десятичном счислении), который на настоящий момент является последним словом в «апикостроении».
APIC ID
Local APIC (advanced programmable interrupt controller) — это устройство (ныне входящее в состав процессора), отвечающее за работу с прерываниями, приходящими к конкретному логическому процессору. Свой собственный APIC есть у каждого логического процессора. И каждый из них в системе должен иметь уникальное значение APIC ID. Это число используется контроллерами прерываний для адресации при доставке сообщений, а всеми остальными (например, операционной системой) — для идентификации логических процессоров. Спецификация на этот контроллер прерываний эволюционировала, пройдя от микросхемы Intel 8259 PIC через Dual PIC, APIC и xAPIC к x2APIC.
В настоящий момент ширина числа, хранящегося в APIC ID, достигла полных 32 бит, хотя в прошлом оно было ограничено 16, а ещё раньше — только 8 битами. Нынче остатки старых дней раскиданы по всему CPUID, однако в CPUID.0xB.EDX[31:0] возвращаются все 32 бита APIC ID. На каждом логическом процессоре, независимо исполняющем инструкцию CPUID, возвращаться будет своё значение.
Выяснение родственных связей
Значение APIC ID само по себе ничего не говорит о топологии. Чтобы узнать, какие два логических процессора находятся внутри одного физического (т.е. являются «братьями» гипертредами), какие два — внутри одного процессора, а какие оказались и вовсе в разных процессорах, надо сравнить их значения APIC ID. В зависимости от степени родства некоторые их биты будут совпадать. Эта информация содержится в подлистьях CPUID.0xB, которые кодируются с помощью операнда в ECX. Каждый из них описывает положение битового поля одного из уровней топологии в EAX[5:0] (точнее, число бит, которые нужно сдвинуть в APIC ID вправо, чтобы убрать нижние уровни топологии), а также тип этого уровня — гиперпоток, ядро или процессор, — в ECX[15:8].
У логических процессоров, находящихся внутри одного ядра, будут совпадать все биты APIC ID, кроме принадлежащих полю SMT. Для логических процессоров, находящихся в одном процессоре, — все биты, кроме полей Core и SMT. Поскольку число подлистов у CPUID.0xB может расти, данная схема позволит поддержать описание топологий и с бóльшим числом уровней, если в будущем возникнет необходимость. Более того, можно будет ввести промежуточные уровни между уже существующими.
Важное следствие из организации данной схемы заключается в том, что в наборе всех APIC ID всех логических процессоров системы могут быть «дыры», т.е. они не будут идти последовательно. Например, во многоядерном процессоре с выключенным HT все APIC ID могут оказаться чётными, так как младший бит, отвечающий за кодирование номера гиперпотока, будет всегда нулевым.
Отмечу, что CPUID.0xB — не единственный источник информации о логических процессорах, доступный операционной системе. Список всех процессоров, доступный ей, вместе с их значениями APIC ID, кодируется в таблице MADT ACPI [3, 4].
Операционные системы и топология
Операционные системы предоставляют информацию о топологии логических процессоров приложениям с помощью своих собственных интерфейсов.
В Linux информация о топологии содержится в псевдофайле /proc/cpuinfo
, а также выводе команды dmidecode
. В примере ниже я фильтрую содержимое cpuinfo на некоторой четырёхядерной системе без HT, оставляя только записи, относящиеся к топологии:
ggg@shadowbox:~$ cat /proc/cpuinfo |grep 'processor\|physical\ id\|siblings\|core\|cores\|apicid'
processor : 0
physical id : 0
siblings : 4
core id : 0
cpu cores : 2
apicid : 0
initial apicid : 0
processor : 1
physical id : 0
siblings : 4
core id : 0
cpu cores : 2
apicid : 1
initial apicid : 1
processor : 2
physical id : 0
siblings : 4
core id : 1
cpu cores : 2
apicid : 2
initial apicid : 2
processor : 3
physical id : 0
siblings : 4
core id : 1
cpu cores : 2
apicid : 3
initial apicid : 3
В FreeBSD топология сообщается через механизм sysctl в переменной kern.sched.topology_spec в виде XML:
user@host:~$ sysctl kern.sched.topology_spec
kern.sched.topology_spec: <groups>
<group level="1" cache-level="0">
<cpu count="8" mask="0xff">0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7</cpu>
<children>
<group level="2" cache-level="2">
<cpu count="8" mask="0xff">0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7</cpu>
<children>
<group level="3" cache-level="1">
<cpu count="2" mask="0x3">0, 1</cpu>
<flags><flag name="THREAD">THREAD group</flag><flag name="SMT">SMT group</flag></flags>
</group>
<group level="3" cache-level="1">
<cpu count="2" mask="0xc">2, 3</cpu>
<flags><flag name="THREAD">THREAD group</flag><flag name="SMT">SMT group</flag></flags>
</group>
<group level="3" cache-level="1">
<cpu count="2" mask="0x30">4, 5</cpu>
<flags><flag name="THREAD">THREAD group</flag><flag name="SMT">SMT group</flag></flags>
</group>
<group level="3" cache-level="1">
<cpu count="2" mask="0xc0">6, 7</cpu>
<flags><flag name="THREAD">THREAD group</flag><flag name="SMT">SMT group</flag></flags>
</group>
</children>
</group>
</children>
</group>
</groups>
В MS Windows 8 сведения о топологии можно увидеть в диспетчере задач Task Manager.
Также их предоставляет консольная утилита Sysinternals Coreinfo и API вызов GetLogicalProcessorInformation.
Полная картина
Проиллюстрирую ещё раз отношения между понятиями «процессор», «ядро», «гиперпоток» и «логический процессор» на нескольких примерах.
Система (2, 2, 2)
Система (2, 4, 1)
Система (4, 1, 1)
Прочие вопросы
В этот раздел я вынес некоторые курьёзы, возникающие из-за многоуровневой организации логических процессоров.
Кэши
Как я уже упоминал, кэши в процессоре тоже образуют иерархию, и она довольно сильно связано с топологией ядер, однако не определяется ей однозначно. Для определения того, какие кэши для каких логических процессоров общие, а какие нет, используется вывод CPUID.4 и её подлистов.
Лицензирование
Некоторые программные продукты поставляются числом лицензий, определяемых количеством процессоров в системе, на которой они будут использоваться. Другие — числом ядер в системе. Наконец, для определения числа лицензий число процессоров может умножаться на дробный «core factor», зависящий от типа процессора!
Виртуализация
Системы виртуализации, способные моделировать многоядерные системы, могут назначить виртуальным процессорам внутри машины произвольную топологию, не совпадающую с конфигурацией реальной аппаратуры. Так, внутри хозяйской системы (1, 2, 2) некоторые известные системы виртуализации по умолчанию выносят все логические процессоры на верхний уровень, т.е. создают конфигурацию (4, 1, 1). В сочетании с особенностями лицензирования, зависящими от топологии, это может порождать забавные эффекты.
Спасибо за внимание!
Литература
- Intel Corporation. Intel® 64 and IA-32 Architectures Software Developer’s Manual. Volumes 1–3, 2014. www.intel.com/content/www/us/en/processors/architectures-software-developer-manuals.html
- Shih Kuo. Intel® 64 Architecture Processor Topology Enumeration, 2012 — software.intel.com/en-us/articles/intel-64-architecture-processor-topology-enumeration
- OSDevWiki. MADT. wiki.osdev.org/MADT
- OSDevWiki. Detecting CPU Topology. wiki.osdev.org/Detecting_CPU_Topology_%2880×86%29
В чем различия между четырехъядерными и восьмиядерными процессорами смартфонов? Объяснение достаточно простое. В восьмиядерных чипах в два раза больше процессорных ядер, чем в четырехъядерных. На первый взгляд восьмиядерный процессор представляется вдвое более мощным, не так ли? На самом деле ничего подобного не происходит. Чтобы понять, почему восьмиядерность процессора не удваивает производительность смартфона вдвое, потребуются некоторые пояснения. Будущее в сфере процессоров смартфонов уже наступило. Восьмиядерные процессоры, о которых совсем недавно можно было только мечтать, получают все большее распространение. Но, оказывается, их задача состоит не в том, чтобы повысить производительность устройства.
ПроцессорЭти пояснения были опубликованы Йоном Манди (Jon Mundy) в статье «Octa-core vs Quad-core: Does it make a difference?» на страницах ресурса Trusted Reviews.
Четырех- и восьмиядерные процессоры. Производительность
Сами термины «восьмиядерный» и » четырехъядерный» отражают число ядер центрального процессора.
Но ключевое различие между этими двумя типами процессоров — по крайней мере по состоянию на 2015 год — состоит в способе установки процессорных ядер.
В четырехъядерном процессоре все ядра способны работать одновременно, обеспечивая быструю и гибкую многозадачность, делая более ровными 3D-игры и повышая скорость работы камеры, а также осуществляя другие задачи.
Современные восьмиядерные чипы, в свою очередь, просто состоят из двух четырехъядерных процессоров, которые распределяют между собой различные задачи в зависимости от их типа. Чаще всего в восьмиядерном чипе присутствует набор из четырех ядер с более низкой тактовой частотой, чем во втором наборе. Когда требуется выполнить сложную задачу, за нее, разумеется, берется более быстрый процессор.
Более точным термином, чем «восьмиядерный» стал бы «двойной четырехъядерный». Но это звучит не так красиво и не подходит для маркетинговых задач. Поэтому эти процессоры называют восьмиядерными.
Зачем нужны два набора процессорных ядер?
В чем причина сочетания двух наборов процессорных ядер, передающих задачи один другому, в одном устройстве? Для обеспечения энергоэффективности.
Более мощный центральный процессор потребляет больше энергии и батарею приходится чаще заряжать. А аккумуляторные батареи намного более слабое звено смартфона, чем процессоры. В результате — чем более мощен процессор смартфона, тем более емкая батарея ему нужна.
При этом для большинства задач смартфона вам не понадобится столь высокая вычислительная производительность, какую может обеспечить современный процессор. Перемещение между домашними экранами, проверка сообщений и даже веб-навигация — не столь требовательные к ресурсам процессора задачи.
Но HD-видео, игры и работа с фотографиями такими задачами являются. Поэтому восьмиядерные процессоры достаточно практичны, хотя элегантным это решение назвать трудно. Более слабый процессор обрабатывает менее ресурсоемкие задачи. Более мощный — более ресурсоемкие. В итоге сокращается общее энергопотребление по сравнению с той ситуацией, когда обработкой всех задач занимался бы только процессор с высокой тактовой частотой. Таким образом, сдвоенный процессор прежде всего решает задачу повышения энергоэффективности, а не производительности.
Технологические особенности
Все современные восьмиядерные процессоры базируются на архитектуре ARM, так называемой big.LITTLE.
Эта восьмиядерная архитектура big.LITTLE была анонсирована в октябре 2011 года и позволила четырем низкопроизводительным ядрам Cortex-A7 работать совместно с четырьмя высокопроизводительными ядрами Cortex-A15. ARM с тех пор ежегодно повторяла этот подход, предлагая более способные чипы для обоих наборов процессорных ядер восьмиядерного чипа.
Некоторые из основных производителей чипов для мобильных устройств сосредоточили свои усилия на этом образце «восьмиядерности» big.LITTLE. Одним из первых и наиболее примечательных стал собственный чип компании Samsung, известный Exynos. Его восьмиядерная модель использовалась начиная с Samsung Galaxy S4, по крайней мере в некоторых версиях устройств компании.
Сравнительно недавно Qualcomm также начала применение big.LITTLE в своих восьмиядерных чипах Snapdragon 810 CPU. Именно на этом процессоре базируются такие известные новинки рынка смартфонов, как HTC One M9 и G Flex 2, ставший большим достижением компании LG.
В начале 2015 года NVIDIA представила Tegra X1, новый суперпроизводительный мобильный процессор, который компания предназначает для автомобильных компьютеров. Основной функцией X1 является его вызываемый консольно («console-challenging») графический процессор, который также основывается на архитектуре big.LITTLE. То есть он также станет восьмиядерным.
Велика ли разница для обычного пользователя?
Велика ли разница между четырех- и восьмиядерным процессором смартфона для обычного пользователя? Нет, на самом деле она очень мала, считает Йон Манди.
Термин «восьмиядерный» вносит некоторую неясность, но на самом деле он означает дублирование четырехъядерных процессоров. В итоге получаются два работающих независимо четырехъядерных набора, объединенных одним чипом для повышения энергоэффективности.
Нужен ли восьмиядерный процессор в каждом современном смартфоне. Такой необходимости нет, полагает Йон Манди и приводит пример Apple, обеспечивающих достойную энергоэффективность своих iPhone при всего двухъядерном процессоре.
ПроцессорТаким образом, восьмиядерная архитектура ARM big.LITTLE является одним из возможных решений одной из самых важных задач, касающихся смартфонов — времени работы от одной зарядки батареи. По мнению Йона Манди, как только найдется другое решение этой задачи, так и прекратится тренд установки в одном чипе двух четырехъядерных наборов, и подобные решения выйдут из моды.
процессорных ядер на процессоре Ryzen Summit Ridge распределены по двум группам по четыре ядра, каждая из которых называется четырехъядерным вычислительным комплексом (CCX). Каждый CCX имеет 8 МБ кэш-памяти L3, поэтому идеальным способом распределения ядер в моделях с меньшим числом ядер было бы отключение равного количества ядер на CCX. Для 6-ядерных чипов одно ядро отключено на CCX, что приводит к конфигурации 3 + 3. Однако для четырехъядерных чипов можно либо отключить все четыре ядра в CCX (конфигурация 4 + 0), либо сделать якобы более оптимальную конфигурацию 2 + 2 с двумя ядрами, отключенными на CCX.Аппаратное обеспечение Unboxed использовало новую прошивку ASUS UEFI для сравнения конфигурации 4 + 0 с конфигурацией 2 + 2. Результаты несколько удивительны.
Как вы можете видеть на графиках выше, практически нет разницы в производительности между конфигурацией 4 + 0 и конфигурацией 2 + 2. На самом деле, в некоторых случаях конфигурация 4 + 0 немного быстрее. AMD уже анонсировала четырехъядерные компоненты Ryzen с 8 МБ кэш-памяти L3, поэтому было бы разумнее хранить все 8 МБ в одном CCX и отключить весь CCX для запуска чипа в конфигурации 4 + 0, чем отключение 4 МБ на CCX и запуск его в конфигурации 2 + 2.Таким образом, одно ядро может выгружать> 4 МБ данных в кэш L3, к которому оно обращается (в отличие от 4 МБ в конфигурации 2 + 2 с 4 МБ на CCX). Связь между CCX может быть быстрой, но недостаточно быстрой, чтобы ядро из одного CCX обращалось к кэшу L3 другого CCX (что, кстати, по мнению AMD, невозможно). Это то, что делает 4 + 0 более желательной конфигурацией для будущих четырехъядерных частей Ryzen, чем 2 + 2. ,Приобретая лучший игровой процессор, вы хотите сбалансировать производительность и функциональность с бюджетом своего ПК. Наши советы и рекомендации ниже помогут вам выбрать лучший процессор для игр. Но для получения подробной информации о выборе лучшего процессора для вашей игровой установки вы можете обратиться к нашему Руководству по покупке CPU 2020. И если вы решите, с какой компанией выбрать процессор, наша функция AMD против Intel станет глубже и принесет явный победитель.
Чтобы просмотреть список всех процессоров по производительности, ознакомьтесь с нашей иерархией процессоров для настольных ПК для сравнения процессоров, подкрепленных тестами процессоров. Мы также поддерживаем список лучших процессоров для производительности, для тех, кто часто занимается созданием контента высокого класса или для других задач, которые выигрывают от большого количества ядер. Но если вам нужен лучший игровой процессор, вы находитесь в правильном месте.
Если ваша главная цель — игры, вы, конечно, не можете забыть о видеокарте. Получение наилучшего игрового процессора не сильно вам поможет, если ваш GPU недостаточно загружен и / или устарел.Обязательно посетите страницу «Лучшие видеокарты», а также нашу иерархию графических процессоров 2020 года, чтобы убедиться, что у вас есть карта, подходящая для того уровня игр, которого вы хотите достичь.
При выборе процессора учтите следующее:
- Вы не можете проиграть с AMD или Intel: Недавно мы отметили, что AMD в наши дни делает лучше процессоры в целом в нашей функции AMD против Intel. Но до тех пор, пока вы рассматриваете детали текущего поколения, споры о производительности — это, в основном, стирка, особенно когда речь идет об играх.Некоторые из самых дорогих процессоров Intel немного лучше работают в играх, а AMD быстрее справляется с такими задачами, как редактирование видео (в основном благодаря дополнительным ядрам и потокам).
- Для игр тактовая частота более важна, чем номер ядра: Более высокая тактовая частота процессора приводит к более высокой производительности в простых, распространенных задачах, таких как игры, в то время как большее количество ядер поможет вам быстрее выполнять трудоемкие рабочие нагрузки.
- Бюджет для полной системы: Не сочетайте сильный ЦП со слабой памятью, оперативной памятью и графикой.
- Разгон не для всех: Для многих, кто хочет просто попасть в игры, имеет смысл потратить на 20–60 долларов больше и купить более дорогой чип, чем тратить деньги на более дорогой кулер и тратить много времени на настройку для достижения чуть более высокой производительности.
Лучшие игровые процессоры с первого взгляда:
1. Intel Core i5-10600K
2. AMD Ryzen 9 3950X
3. AMD Ryzen 7 3700X
4. AMD Ryzen 5 3600X
5.AMD Ryzen 5 2400G
6. AMD Ryzen 3 2200G
Это краткий список современных процессоров для настольных ПК, основанных на производительности в нашем игровом наборе. Intel лидирует по общей производительности в играх, что может быть важно, если вы планируете перейти на новую видеокарту в ближайшем будущем, но AMD часто сохраняет ценное преимущество. Однако есть исключение: для игр процессоры AMD серии XT абсолютно не стоят лишних денег — ищите модели серии X.Вы можете увидеть гораздо более подробную версию нашей игровой иерархии процессора здесь.
Лучшие игровые процессоры для 2020 года
Intel Core i5-10600K (Фото: Intel)1. Intel Core i5-10600K
Архитектура: Comet Lake | Разъем: 1151 | Стержней / Тем: 6/12 | Базовая частота: 4,1 ГГц | Максимальная частота усиления: 4,8 ГГц | TDP: 128 Вт
Более низкая цена на поток
Лидирующая производительность в играх
Высокая производительность в однопоточных и многопоточных нагрузках
Запас разгона
Относительно проста для охлаждения
PCIe 3.0
Нет комплектного кулера
Требуется новая материнская плата
Для геймеров, которые стремятся к снижению производительности, и для энтузиастов, которым нравится настраивать свои процессоры без дорогих вспомогательных компонентов, Core i5-10600K входит в число новых ведущих производителей. Intel Core i5-10600K поставляется с шестью ядрами и двенадцатью потоками, что вдвое превышает количество потоков по сравнению с Core i5-9600K предыдущего поколения, но стоит на той же цене 262 доллара за полностью оборудованную модель и 237 долларов за графику. без-вариант KF.Увеличенное число потоков в сочетании со значительно более высокими частотами усиления по всем направлениям означает гораздо более быстрый игровой процесс, чем Core i5 предыдущего поколения, и в целом соответствует Core i7-9700K предыдущего поколения. Это делает этот чип очень полезным для геймеров, которые ценят высокую частоту обновления, особенно если они планируют перейти на новые видеокарты AMD или Nvidia, которые станут доступны позже в этом году.
Двенадцать потоков Core i5-10600K также сокращают разрыв между ним и конкурирующими процессорами AMD в многопоточных рабочих нагрузках.Тем не менее, AMD Ryzen 5 3600X и Ryzen 5 3600 являются жизнеспособными альтернативами, если вы ищете чип, который поставляется в комплекте с кулером и имеет более низкую цену. Вам нужно будет купить новую материнскую плату LGA1200 и иметь совместимое решение для охлаждения, чтобы запустить Core i5-10600K (он не поставляется с комплектным кулером, но кулеры LGA1151 работают нормально). Тем не менее, Core i5-10600K предлагает лучшую игровую производительность в своей ценовой категории, обеспечивая производительность предыдущего поколения Core i7 по цене Core i5.
Прочитано: Обзор Intel Core i5-10600K
AMD Ryzen 9 3950X (Изображение предоставлено: Future / Shutterstock)2.AMD Ryzen 9 3950X
Лучшее значение высокой производительности
Архитектура: Zen 2 | Разъем: AM4 | Стержней / Тем: 16/32 | Базовая частота: 3,5 ГГц | Максимальная частота усиления: 4,7 ГГц | TDP: 105 Вт
Лучшее в своем классе 16 ядер и 32 потока
Разгоняемость
Более высокие повышающие частоты
Умеренная цена на ядро
Энергосбережение
Совместимо с большинством плат AM4
PCIe Gen 4.0
Требуется мощное охлаждение
Ограниченный запас по разгону
Высокопроизводительные настольные процессоры уже давно предлагают максимальную производительность, если вы готовы заплатить цену. Помимо высоких значений MSRP, микросхемам также требуются дорогостоящие устройства, такие как мощные материнские платы и добавочная стоимость полностью заполненных четырехканальных контроллеров памяти. Добавьте неизбежные компромиссы, такие как снижение производительности в приложениях и играх с небольшим потоком, и любых экономных пользователей, которые могут извлечь выгоду из многопоточной мощности чипа HEDT, просто соглашайтесь на массовые предложения.
Теперь AMD Ryzen 9 3950X, с 16 ядрами и 32 потоками, повышает производительность класса HEDT для материнских плат основного уровня, снижая планку для входа. Цена 3950X стоит 749 долларов, но это вполне доступно по сравнению с конкурирующими процессорами HEDT.
Обычно мы не рекомендуем процессоры HEDT для энтузиастов, которые только заинтересованы в играх. Геймеры лучше всего обслуживаются обычными процессорами (с меньшим количеством ядер и более высокими тактовыми частотами), которые часто быстрее в играх; Ryzen 9 3950X также попадает в ту же категорию.Тем не менее, если вам нужен чип и платформа, которые могут серьезно заниматься , быстрым , но при этом быть достаточно проворным и обеспечивать высокую скорость игрового процесса в конце дня, Ryzen 9 3950X отвечает всем требованиям, как никакой другой процессор раньше. Это.
Прочитано: AMD Ryzen 9 3950X Review
AMD Ryzen 7 3700X (Кредит изображения: AMD)3. AMD Ryzen 7 3700X
Архитектура: Zen 2 | Разъем: AM4 | Стержней / Тем: 8/16 | Базовая частота: 3.6 ГГц | Максимальная частота усиления: 4,4 ГГц | TDP: 65 Вт
Поддержка PCIe 4.0
Комплектный кулер
Разблокированный множитель
Совместимо с материнскими платами X470
Индийская пайка
Требуются дорогие материнские платы X570 для поддержки PCIe 4.0
Если у вас ограниченная разгонная головка
Ограниченная разгонная головка действительно заботясь только о лучших показателях CP и основных задачах в области производительности, вы можете перейти на Intel Core i5-8400 и сэкономить немного денег.Но если вы думаете о том, чтобы начать потоковую игру, иногда редактируете видео или вам просто нравится иметь больше потоков, когда вам это нужно, то AMD Ryzen 7 3700X — невероятная ценность.
Он обеспечивает вдвое большую пропускную способность Core i7-9700K по более низкой цене, при этом потребляя меньше энергии. И хотя этот чип Intel будет обеспечивать более высокую частоту кадров при 1080p с высокопроизводительной видеокартой, если вы достигнете 1440p или выше, различия в частоте кадров, как правило, сглаживаются, поскольку графический процессор становится узким местом.Любой процессор будет легко выдавать трехзначную частоту кадров при 1080p в сочетании с совместимой картой. Поэтому, если у вас нет игрового монитора с высокой частотой обновления, вы все равно не сможете воспользоваться дополнительными кадрами, которые 9700K может выдвинуть.
Существует также поддержка PCIe 4.0 (в сочетании с материнской платой X570). А чип AMD поставляется с мощным и привлекательным кулером Wraith Spire RGB, в то время как Intel заставляет вас предложить свой собственный на i7 или i9. Искатели ценностей среди нас также оценят обратную совместимость этих процессоров с недорогими материнскими платами X470.
Прочитано: драмов Ryzen 7 3700X Обзор
драмов Ryzen 5 3600X (Кредит изображения: AMD)4. AMD Ryzen 5 3600X
Архитектура: Zen 2 | Разъем: AM4 | Стержней / Тем: 6/12 | Базовая частота: 3,8 ГГц | Максимальная частота усиления: 4,4 ГГц | TDP: 95 Вт
.Quad-Core (4 ядра) — WikiChip
Четырехъядерный микропроцессор относится к интегральной схеме, которая реализует четыре независимых физических исполнительных блока (называемых ядрами) на одном кристалле.
Четырехъядерные модели [править]
Список четырехъядерных процессоров (25 самых последних) | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Дизайнер | Семейство | µarch | Ядро | Запущено | Частота | ||||||
i7-8650U | Intel | Core i7 | Kaby Lake | Kaby Lake R | 21 августа 2017 г. | 1.9 ГГц 1900 МГц | ||||||
i3-8020 | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | ||||||||
W-2102 | Intel | Xeon W | Skylake (сервер) | Skylake W | 29 августа 2017 г. | 2,9 ГГц 2,900 МГц | ||||||
PRO 1200 | AMD | Ryzen 3 | Zen | Summit Ridge | 3 ,1 ГГц 3100 МГц | |||||||
i5-8365U | Intel | Core i5 | Виски Лэйк | Виски Лэйк U | 16 апреля 2019 | 1,6 ГГц 1 600 МГц | ||||||
i7-8705G | Intel | Core i7 | Kaby Lake | Kaby Lake G | 7 января 2018 | 3,1 ГГц 3 100 МГц | ||||||
i5-8250U | Intel | Core i5 | Kaby Lake | Kaby Lake R | 21 августа 2017 года | 1.6 ГГц 1600 МГц | ||||||
i3-8020T | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | ||||||||
i5-8265U | Intel | Core i5 | Виски Лейк | Виски Лейк U | 28 августа 2018 г. | 1.6 ГГц 1600 МГц | ||||||
W-2104 | Intel | Xeon W | Skylake (сервер) | Skylake W | 29 августа 2017 года | 3.2 ГГц 3200 МГц | ||||||
i3-8320 | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | 3,8 ГГц 3 800 MHz | i7-8709GIntel | Core i7 | Kaby Lake | Kaby Lake G | 7 января 2018 | 3,1 ГГц 3100 МГц | |
i3-9000T | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake R | 3.2 ГГц 3200 МГц | |||||||
1500X | AMD | Ryzen 5 | Zen | Summit Ridge | 11 апреля 2017 | 3,5 ГГц 3500 МГц | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | ||
i5-8305G | Intel | Core i5 | Kaby Lake | Kaby Lake G | 7 января 2018 | 2.8 ГГц 2800 МГц | ||||||
i3-9000 | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake R | 3,7 ГГц 3 700 МГц | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | 3,7 ГГц 3700 МГц | ||
i7-8550U | Intel | Core i7 | Kaby Lake | Kaby Lake R | 21 августа 2017 года | 1.8 ГГц 1800 МГц | ||||||
i5-8350U | Intel | Core i5 | Kaby Lake | Kaby Lake R | 21 августа 2017 | 1,7 ГГц 1700 МГц | ||||||
i7-8706G | Intel | Core i7 | Kaby Lake | Kaby Lake G | 7 января 2018 | 3,1 ГГц 3 100 МГц | ||||||
PRO 1300 | AMD | Ryzen 3 | Zen | Summit Ridge | 3.5 ГГц 3500 МГц | |||||||
i3-8120T | Intel | Core i3 | Coffee Lake | Coffee Lake S | 3,2 ГГц 3 200 МГц | |||||||
AMD | Ryzen 5 | Zen | Summit Ridge | 11 апреля 2017 г. | 3,2 ГГц 3200 МГц |
MPI: ядра или процессоры? — Переполнение стека
Переполнение стека- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- реклама Связаться с разработчиками по всему миру