Чем информация отличается от сообщения: 3.Чем отличается информация от сообщения? Приведите… – Attention Required! | Cloudflare

Чем отличается получение информации от получения сообщения. Сообщения. Роль информации в кибернетике

Основная разница между данными и информацией в том, что данные — это исходный материал для обработки, в то время как информация — это продукт обработки, её результат.

Данные

Данные — это исходные неорганизованные материалы или факты, которые после обработки становятся информацией. Сами по себе данные бесполезны до тех пор пока они не обработаны или использованы для чего-то большего. У данных нет значений, до тех пор пока они не интерпретированы.

Примеры данных

  • Данные граждан: Во время переписки собираются и обновляются данные по всем гражданам государства.
  • Данные опросов: Различные компании собирают данные по опросам для того, чтобы узнать мнение людей об их продукции.
  • Данные экзаменов: На экзаменах собираются данные по полученным оценкам всех экзаменуемых.

Информация

Информация — это обработанные данные. Данные, которые могут быть полезны, называют информацией. Информация — это данные плюс их смысл. Данные не зависят от информации, но информация зависит от данных, она не может быть получена без помощи данных. Информация — это смысл, полученный при сборке данных.

Примеры информации

  • Отчёт о переписи населения: Данные переписи населения используются для составления отчётов/сбора необходимой информации в целом о населении страны, уровне образованности и т.д.
  • Отчёты по опросам и результаты опросов: Данные опросов суммируются в отчёты/требуемую информацию, необходимые управлению компании.
  • Результаты экзаменов по каждому студенту: Во время экамена система собирает данные (оценки студентов по каждому предмету) и обрабатывает собранные данные.

Ключевые различия

  • Данные — это язык получения данных для компьютера, а информация — язык вывода данных компьютера, понятный для человека.
  • Данные — это необработанные факти и цифры, в то время как информация — это обработанные данные, которые приобрели смысл.
  • Данные не зависят от информации, но информация зависит от данных, без данных информация не может быть получена.
  • Данные не являются конкретными, информация должна быть достаточно определённой для того, чтобы иметь смысл.

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Мозг – это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, бересте, пергаменте, затем – на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, лазерные диски, флэш-память.

В любом случае информация хранится на каком-то носителе , который обладает «памятью», то есть может находиться в разных состояниях. Носитель переходит из одного состояния в другое при каком-то внешнем воздействии, а без воздействий сохраняет свое состояние.

При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. Таким образом, для хранения информация тоже кодируется.

Информация хранится в закодированном виде.

При хранении свойства носителя остаются неизменными, что позволяет потом читать записанную информацию. Отметим, что процессы записи и чтения – это процессы передачи информации.

1. Кто (что) может быть источником (приемником) информации? Приведите примеры.

2. Что такое сигнал? Приведите примеры сигналов.

3. Что такое сообщение? Чем отличается получение информации от получения сообщения?

4. Приведите примеры, когда прием сообщения не означает прием информации.

5. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений.

6. Привед

Лекция № 1

Основные определения. Классификация систем связи. Постоянные и переключаемые

Виртуальные каналы.

1. Какие устройства образуют канал связи?

a). Источник сообщения; передатчик сообщения, приемник сообщения.

б). Источник сообщения; преобразователь сигнал -сообщение, передатчик; линия связи;

приемник сообщения;

в). Передатчик сигнала; приемник сигнала; приемник сообщения;

г). Передатчик сообщения, линия связи, приемник сообщения. Ё

2. Чем отличается сигнал от сообщения?

а). Различий нет;

б). Сигнал – это физический процесс; сообщение – форма представления информации; Ё

в). Сигнал – это физический процесс; сообщение – форма представления изменения физических

параметров.

3. Как долго может существовать канал связи?

а). Неопределенно долго; Ё

б). Только на время сеанса связи между абонентами.

4. Назовите основные отличия переключаемого виртуального канала от постоянного?

а). Виртуальный канал существует, только на время проведения сеанса; Ё

б). Постоянный канал существует только на время проведения сеанса;

в). Различий нет

5. Какой из каналов (PVC или SVC) более надежен с точки зрения безопасности?

а). Переключаемый; Ё

б). Постоянный.

6. Назовите основные отличия постоянного виртуального канала от переключаемого?

а). Нет отличий;

б). Постоянный виртуальный канал ликвидируется после окончания передачи информации; Ё

7. Какой из перечисленных видов трафика наиболее чувствителен к задержкам электрического

сигнала?

а). Речевой; Ё

б). Видео;

8. В каких единицах измеряется относительное напряжение?

а). В вольтах;

б). В милливольтах;

в). В децибелах. Ё

9. Чем сообщение отличается от информации?

а). Информация – это сведения о событиях, процессах и т.д.; Ё

б). Сообщение – форма представления информации. Ё

в). Сообщение – физический процесс.

Вопросы для контроля знаний

1. За счет чего в сетях с коммутацией пакетов можно передавать информацию по

единомуфизическому каналу?

а). За счет разбиения на независимые информационные блоки; Ё

б). За счет независимой адресации каждого информационного блока. Ё

2. Чем сеть с коммутацией сообщения отличается от сети с коммутацией

каналов?

а). Предварительной установкой связи между абонентами.

б). Разбиением информационного потока на отдельные блоки.

в). В процессе сеанса связи вся полоса канала принадлежит отправителю и

получателю. Ё

3. В каких сетях в процессе сеанса между абонентами вся полоса канала

принадлежит только

отправителю и получателю?

а). В сетях с коммутацией канала; Ё

б). В сетях с коммутацией пакетов

4. Необходимо ли в сетях с коммутацией пакетов предварительное создание виртуального канала?

а). Да; Ё

б). Нет.

5. К какому типу вещания (проводному или беспроводному) относится КВ/УКВ-вещание?

а). К беспроводному; Ё

б). К проводному.

6. Необходима ли процедура предварительного создания виртуального канала в сетях с комму-

тацией каналов?

а). Нет Ё

б). Да

7. Зачем необходимо минимизировать задержку распространения сигнала в сетях с различными

видами трафика?

а). Для приоритетного распространения данных пользователей;

б). Для приоритетного распространения речевого трафика; Ё

в). Для распространения мультимедийного трафика. Ё

8. Зачем нужен преобразователь сигнал-сообщение в структуре системы связи?

а). Для преобразования исходного кода в стандартную последовательность, используемую в

конкретной системе связи. Ё

б). Для электрического согласования источника сообщения с передатчиком или приемником. Ё

9. Чем сигнал отличается от сообщения?

а). Сообщение – физический процесс; сигнал — форма передаваемого сообщения;

б). Сигнал – физический процесс; сообщение – форма представления информации. Ё

10. Информационной единицей какого уровня МВОС является кадр?

а). 1;

б). 2; Ё

ЛЕКЦИЯ №2

МОДЕМЫ

Основные определения. Схема модемной линии передачи. Синхронные и асинхронные модемы.

Управление потоком. Сжатие данных.

Вопросы для самоподготовки

1. Чем отличается битовая скорость от телеграфной?

а). Нет отличий;

б). Количеством изменений информационного параметра; Ё

2. В чем преимущество амплитудно-фазовой модуляции?

а). Телеграфная скорость оказывается меньше битовой ; Ё

б). Увеличивается пропускная способность линии. Ё

3. Какую форму имеет сигнал несущей частоты в модемных линиях связи?

а). Синусоидальную; Ё

б). Прямоугольную.

4. Зачем необходимо квитирование в модемных линиях?

а). Для синхронизации процесса приема и передачи информации;

б). Для управления потоком данных. Ё

5. Назовите основные отличия синхронных модемов от асинхронных.

а). Принцип кодирования; Ё

б). Максимальная скорость передачи данных. Ё

6. В чем заключается основная идея способа самосинхронизации данных?

а). В передаче специального пакета с условиями информационного обмена между модемами;

б). В передаче преамбулы в конце информационной последовательности;

в). В передаче преамбулы в начале информационной последовательности. Ё

7. Назовите основные особенности метода скрэмблирования.

а). Исключение длительных последовательностей нулей и единиц; Ё

б). Улучшение синхронизации передатчика и приемника. Ё

8. Какова основная особенность протокола MNP?

а). Работа на канальном уровне модели взаимодействия открытых систем; Ё

б). Оперативное определение условий приема и передачи информации ; Ё

в). Установка скорости передачи в зависимости от длины информационного блока;

г). Установка скорости передачи в зависимости от интенсивности появления ошибок. Ё

9. Какое программное средство используется для повышения пропускной способности

модемных линий связи?

а). XON/XOFF:

б). RTS/CTS;

в). ENQ/ACK. Ё

Вопросы для контроля знаний

1. Какой протокол описывает процесс сжатия данных в модемных линиях?

а). V.42;

б). V.42bis; E

в). V. 44bis.

2. Можно ли способ коррекции СRC применять на высоких скоростях передачи данных?

а). Нет; Ё

б). Да.

3. Какие способы синхронизации используются в модемных линиях связи?

а). Аппаратные; Ё

б). Программные;

в). Самосинхронизация. Ё

4. На каком уровне МВОС производится управление потоком данных в модемах?

а). Физическом; Ё

б). Канальном; Ё

в). Сетевом.

5. Каким оборудованием является модем: оконечным оборудованием обработки данных или

аппаратурой контроля данных

а). ОООД;

б). АКД. Ё

6. Какой протокол используется для управления потоком данных, имеющих переменную длину

кадра?

а). CTS;

б). ENQ/ACK; E

в). RTS.

7. С какой целью применяются словари, описанные в протоколе V.42bis?

а). Для сжатия данных; Ё

б). Для коррекции ошибок;

в). Для синхронизации.

8. Каково основное назначение преамбулы при передаче данных по модемным линиям?

а). Разделение информационных блоков;

б). Синхронизация; Ё

в). Сжатие данных.

9. Какая основная задача решается с помощью процедуры ENQ/ACK?

а). Коррекция ошибок;

б). Синхронизация;

в). Квитирование.

Лекция № 3

КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМАХ СВЯЗИ

Аналоговое и цифровое кодирование. Требования к методам цифрового кодирования.

Физическое кодирование. Логическое кодирование.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите два основных вида цифрового кодирования.

а). Импульсное; Ё

б). Аналоговое;

в). Цифровое.

2. Как ширина спектра влияет на максимальное расстояние передачи радиоимпульса?

а). Узкополосный сигнал распространяется на большее расстояние; Ё

б). Широкополосный сигнал распространяется на большее расстояние.

3. Что определяет значение логической переменной при импульсном кодировании?

а). Амплитуда сигнала;

б). Фаза сигнала;

в). Перепад напряжения. Ё

4. Как зависит пропускная способность тракта передачи от количества состояний информа-

ционного параметра сигнала?

а). Возрастает с уменьшением количества состояний;

б). Возрастает с увеличением количества состояний. Ё

5. Назовите основной недостаток кода NRZ.

а). При передаче длительных последовательностей нулей и единиц не происходит пере-

падов напряжения; Ё

б). При передаче длительных последовательностей нулей и единиц происходят частые перепады

напряжения;

Вопросы для контроля знаний

1. Как зависит суммарная энергия импульса от количества гармоник, попадающих в полосу

пропускания тракта;

а). Не зависит;

б). Возрастает с увеличением числа гармоник, попадающих в полосу пропускания тракта; Ё

в). Уменьшается с увеличением числа гармоник, попадающих в полосу пропускания тракта.

2. Что позволяет выявить искажения кода Хемминга?

а). Избыточность кода; Ё

б). Наличие контрольных бит. Ё

3. Назовите код, используемый в сети Ethernet?

а). Код Хемминга;

б). Манчестерский код. Ё

4. Чем обусловлено применение избыточных кодов?

а). Необходимостью увеличения пропускной способности;

б). Обнаружением ошибок в принимаемом сообщении; Ё

в). Локализацией ошибок в принимаемом сообщении; Ё

5. В чем заключается основное назначение метода скрэмблирования?

а). В локализации ошибок в принимаемом сообщении;

б). В улучшении синхронизации приема-передачи. Ё

6. Назовите величину, характеризующую качество приемо-передающего тракта.

а). Коэффициент битовой ошибки; Ё

б). BERT. Ё

7. Можно ли с помощью кода Хэмминга локализовать ошибку в исходной передаваемой

последовательности?

а). Да; Ё

б). Нет.

8. В каком из изученных Вами методов кодирования спектр сигнала имеет наименьшую ширину?

а). AMI;

б). Манчестерский код; Ё

в). Код 4В/5В.

9. Какова основная идея применения избыточных кодов?

а). Контроль целостности данных; Ё

б). Увеличение пропускной способности сети;

ЛЕКЦИЯ №4

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Способы объединения цифровых потоков. Плезиохронная цифровая иерархия.

Синхронная цифровая иерархия.

Вопросы для самоконтроля.

1. С какой целью применяют метод мультиплексирования?

а). Для объединения низкоскоростных каналов в высокоскоростные. Ё

б). Для синхронизации низкоскоростных цифровых потоков.

2. Для чего используется «пустой» (33-й) интервал в каналах мультиплексора?

а). Синхронизации; Ё

б). Индикации согласования Ё

в). Контроля целостности данных.

3. За счет чего в системе мультиплексирования создается служебный канал?

а). За счет введения дополнительного «пустого» интервала; Ё

б). За счет введения дополнительного физического канала

4. Каким образом осуществляется положительное согласование потока данных?

а). За счет введения дополнительного «пустого» интервала;

б). За счет введения дополнительного виртуального канала;

в). За счет введения дополнительных виртуальных каналов. Ё

5. Для чего служит индикация согласования?

а). Для восстановления потерянных данных;

б). Для улучшения синхронизации. Ё

6. В какой из иерархий (PDH или SDH) осуществляется поддержка операций контроля и

управления на уровне сети?

а). PDH:

б). SDH Ё

в). В той и другой иерархиях.

7. Какова цель использования регенераторов в сетях с мультиплексированием?

а). Увеличение длины линии связи между мультиплексорами Ё

б). Для контроля ошибок в последовательностях.

8. Для чего предназначен мультиплексор ввода/вывода?

а). Для выделения информационных потоков;

б). Для выделения информационного потока; Ё

в). Для разветвления сети. Ё

9. В какой из иерархий возможна синхронизация кадров на границе сетей?

а). SDH; Ё

б). РDH.

10. Как называется информационный блок в синхронной цифровой иерархии?

а). Последовательность;

б). Кадр; Ё

в). Пакет.

Вопросы для контроля знаний

1. Управляемость, какой из сетей (PDH или SDH) лучше и за счет чего?

а). SDH. За счет применения метод и средств, используемых на кадровом уровне. Ё

б). SDH. За счет применения методов и средств, используемых на сетевом уровне.

в). PDH. За счет применения методов и средств, используемых на сетевом уровне.

2. Укажите направление считывания информации во фрейме SDH.

а). Слева направо, сверху вниз. Ё

б). Слева направо, снизу вверх.

в). Справа налево, сверху вниз.

3. Какова базовая скорость РDH?

а). 64 Мбит/с;

б). 64 кбит/с; Ё

в). 51,84 Мбит/с.

4. Чему равна продолжительность передачи фрейма?

а). 125 Мбит/с;

б). 125 мс;

в). 125 мкс. Ё

5. Назовите назначение секционного заголовка RSOH?

а). Секционный заголовок мультиплексора, в котором исправляются ошибки сетевого уровня;

б). Секционный заголовок регенератора, в котором будет осуществляться коррекция ошибок

канального уровня. Ё

6. Каково назначение секционного заголовка МSOH?

а). Обладает адресом регенератора на котором будет производиться контроль и исправление

ошибок;

б). Обладает адресом мультиплексора, в котором кадр будет переформировываться. Ё

7. Для чего предназначены мультиплексоры в сетях SONET?

а). Работают в качестве оконечных устройств сети.

б). Принимают и передают транзитные потоки данных; Ё

в). Восстанавливают целостность потоков данных в магистральных линиях; Ё

8. С какой целью используется поле PTR в информационном блоке SDH?

а). Поле адреса мультиплексора назначения;

б). Для восстановления целостности данных;

в). Для определения начала записи полезной нагрузки Ё

9. Как называется информационный блок SDH?

а). Кадр Ё

б). Пакет;

в). Блок;

г). Сообщение.

10. Назовите базовую скорость передачи информации SDH.

а). 51,84 кбит/с;

б). 155,520 кбит/с;

в). 155,520 Мбит/с Ё

ЛЕКЦИЯ № 5

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

Основные термины. Структурная схема коммутационного узла. Коммутационное поле.

Телефонная сигнализация. IP-телефония.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какой вызов называется не обслуженным?

а). Потерянный вызов. Ё

б). Несостоявшийся вызов по причине «Занято» Ё

2. Какой параметр позволяет дифференцировать оплату услуг в зависимости от загруженности

сети?

а). Часо-занятие;

б). Число потерянных вызовов;

в). Час наибольшей нагрузки. Ё

3. Какие параметры характеризуют качество обслуживания телефонной сети?

а). Час наибольшей нагрузки;

б). Число потерянных вызовов; Ё

в). Число одновременно ожидающих абонентов; Ё

г). Интенсивность вызовов;

4. Как называется коммутация одного сообщения?

а). Динамической;

б). Оперативной; Ё

в). Статической.

5. В чем преимущество тонального набора номера перед импульсным?

а). Увеличивает вероятность подключения;

б). Увеличивает помехозащищенность линии;

в). Увеличивает скорость набора номера Ё

6. Какой способ набора номера абонента используется в сетях ISDN?

а). Тональный;

б). Импульсный; Ё

в). Манчестерский.

Вопросы для контроля знаний

1. Как формируется код цифры при тональном наборе?

а). При помощи двух гармонических сигналов с разными фазами;

б). При помощи двух гармонических частот с разными частотами; Ё

2. Для чего предназначен шнуровой комплект?

а). Для организации соединения абонентов;

б). Для питания микрофонов;Ё

в). Для питания устройств посылки служебных сигналов. Ё

г). Для осуществления ввода и вывода входящих и исходящих линий

3. Назовите функции управляющего устройства?

а). Прием и передача управляющей информации. Ё

б). Установление соединения через шнуровой комплект; Ё

в). Передача управляющей информации.

4. Какие устройства в коммутационном узле предназначены для приема

сигналов взаимодействия?

а). Регистры;

б). Правильного ответа нет.

в). Линейные комплекты. Ё

5. Для чего необходимы шлюзы в IP-телефонии?

а). Для обмена данными с внешними станциями стандартной телефонной сети; Ё

б). Для эмуляции сигналов АТС; Ё

в). Для эмуляции работы обычного терминала Ё

6. Назовите единицу измерения нагрузки телефонной сети.

а). Эрл;

б). Часо-занятие; Ё

в). Длительность обслуживания.

7. В чем заключается недостаток сигнализации по выделенному каналу?

а). Наличие взаимных помех в каналах; Ё

б). Более высокая стоимость.

8. Назовите преимущества сигнализации непосредственно по телефонному

каналу

а). Простота реализации; Ё

б). Отсутствие помех от разговорного канала,

9. В чем преимущество сигнализации по выделенному каналу по сравнению с

сигнализацией непосредственно по телефонному каналу?

а). Более простая техническая реализация;

б). Повышение оперативности. Ё

ЛЕКЦИЯ № 6

СЕТИ ТЕЛЕГРАФНОЙ СВЯЗИ

Типы телеграфных сетей и узлов связи. Сети абонентского телеграфирования. Структура

узла телеграфной связи.

Входной контроль

1. Для чего нужны главные узлы телеграфной связи?

а). Для обработки основной доли транзитной нагрузки. Ё

б). Для обработки местной входящей, исходящей и транзитной нагрузок;

в). Для обработки входящей и исходящей нагрузок оконечных пунктов своей зоны. Ё

2. Каково наиболее существенное отличие зоновых узлов от местных?

а). Зоновые узлы осуществляют обработку основной доли нагрузки. Местные узлы раз-

мещаются в районных центрах и городах областного подчинения;

б). Зоновые узлы предназначены для обработки местной входящей, исходящей и транзитной

нагрузок.

в). Объем обрабатываемой информации. Ё

Что же такое информация, сообщение и сигнал?

Данные понятия являются фундаментальными для теории электрической связи, поскольку любая система электросвязи предназначена для передачи информации от источника (того, кто передает информацию) к получателю (тому, кто ее получает).

Полное определение информации дать затруднительно, однако, в общем случае информация — это совокупность сведений несущих что-то новое для получателя и получаемых при взаимодействии с окружающей средой.

В электросвязи под информацией подразумевается любая совокупность сведений, независимо от того является ли она новой для получателя или нет. Это связано с тем, что при передаче одних и тех же сведений происходит занятие оборудования.
Информация в любой форме есть объект хранения, преобразования и передачи по каналам электросвязи.
Классификация информации приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Классификация информации

Личная — информация, касающаяся личной жизни человека.
Специальная — информация, касающаяся определенной сферы деятельности человека (техническая, экономическая, медицинская и    т. д.).
Массовая — информация, предназначенная для широкого круга получателей и получаемая ими через средства массовой информации (телевизионное и звуковое вещание, газеты).
Визуальная — информация, получаемая человеком через органы зрения.
Акустическая — информация, получаемая через органы слуха.
Машинная — информация, получаемая через органы обоняния и осязания.
Местная — информация, возникающая в месте ее получения получателем.
Удаленная — информация, возникающая на расстоянии от получателя.
Текущая — информация, получаемая в момент ее формирования.
Историческая — информация, получаемая спустя некоторое время после ее формирования.
Четкого разграничения в классификации информации нет. Так, например, информация передаваемая между двумя людьми по телефону является личной, но если при этом она передается в системе звукового вещания, она становится массовой, или текущая информация, переданная через некоторое время, является исторической и т. д.
Для передачи информации ее необходимо представить в форму, удобную для восприятия. Такая форма называется сообщением. Сообщением является информация представленная в форме условных знаков. Сообщения также можно классифицировать (рисунок 2).
Дискретные — сообщения, которые формируются из ограниченного набора элементов или которые могут принимать определенные значения из возможных (текст, чертеж).
Непрерывные — сообщения, которые формируются из неограниченного набора элементов или которые могут принимать любые значения в некотором интервале (рисунок, речь, изображение).
Зависящие от времени — сообщения, которые могут существовать лишь в течении времени их формирования (живая речь или изображение).

Рисунок 2 — Классификация сообщений

Независящие от времени — сообщения, которые могут существовать некоторое время после их формирования (речь или изображение в записи, рисунок, текст).
Оптическое — сообщение, воспринимаемое через органы зрения (текст, рисунок).
Акустическое — сообщение, воспринимаемое органом слуха (речь, музыка).
Механическое — сообщение, воспринимаемое при непосредственном контакте, через органы осязания (азбука слепых).
Четкой границы в классификации сообщений также нет, например, сообщение в виде текста, записанного на бумаге, является не зависящим от времени, но если его прочитать (не записывая), то оно становится зависящим от времени.
Для каждого вида сообщений (непрерывных или дискретных) используется свой вид электросвязи:
— для непрерывных — телефонная и видеотелефонная связь телевизионное и звуковое вещание;
— для дискретных — телеграфная связь и передача данных;
— для дискретных и непрерывных — факсимильная связь и передача газет.
Для передачи сообщения на расстояния необходим носитель этого сообщения. В качестве носителя сообщения может выступать материальный носитель (бумага, магнитный лента, лазерный диск и т. д.) или физический процесс (звуковые колебания, электрический ток или напряжение). В электрической связи в качестве носителя сообщения используется электрический сигнал (физический процесс).
Электрический сигнал — это материально-энергитический носитель сообщения, изменение одного из параметров которого полностью характеризует данное сообщение.
Выбор электрического сигнал в качестве носителя сообщения обусловлен следующими факторами:
— он может быть передан на большие расстояния;
— он имеет большую скорость, приближающуюся к скорости света, что позволяет обмениваться информацией в реальном масштабе времени;
— он способен переносить большой объем информации.
Покажем взаимосвязь между рассмотренными понятиями: информация, сообщение, сигнал.
Для передачи информации в системе электросвязи, ее необходимо преобразовать в сообщение и передать с помощью сигнала.

1)Понятие «информация», сообщение, данные, сигнал

Сообщения. В теории коммуникации сообщение– это предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных сигналов. Одиночный сигнал не может содержать много информации, поэтому для передачи информации используется ряд следующих друг за другом сигналов. Последовательность сигналов и называется сообщением. Таким образом, от источника к приемнику информация передается в виде сообщений. Сообщение выступает в качестве материальной оболочки для представления информации при передаче. Следовательно, сообщение служит переносчиком информации, а информация является содержанием сообщения. Соответствие между сообщением и содержащейся в нем информацией называется правилом интерпретации сообщения.

Существуют понятия непрерывного (аналогового), дискретного, квантованного и цифрового сообщений. Инф-ия данным качеством не обладает, т.к. она нематериальна, хотя одна и та же инф-ия может быть представлена посредством различных сообщений. В информатике иногда используются сочетания инф-ии, представленной посредством непрерывных сигналов, и инф-ии, представленной посредством дискретных сигналов. При формировании сообщения наряду с сигналом используются и такие понятия, как знак, буква и символ.

Знак– это элемент некоторого конечного множества отличных друг от друга сущностей (жест, рисунок, буква, сигнал светофора, звук). Все множество знаков, используемых для представления дискретной инф-ции, назыв. набором знаков (дискретное множество знаков). Набор знаков, в кот. установлен порядок их следования, назыв. алфавитом.Алфавит – это упорядоченная совокупность знаков. Порядок следования знаков в алфавите назыв. лексикографическим  и представляет возможность устанавливать отношения больше-меньше (Г<Д). Знаки, используемые для обозначения фонем человеческого языка, назыв. буквами, а их совокупность – алфавитом языка.Символ– приписанное содержание знаку или букве (напряжение в физике принято обозначать буквой U). Таким образом, понятия «знак», «буква» и «символ» нельзя считать тождественными. Представляется важным еще раз подчеркнуть, что понятия знака и алфавита можно отнести только к дискретным сообщениям. Сигнал. Сигнал – физический процесс или явления, несущий сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта либо передающий команды управления. Таким образом, изменение характеристики носителя, кот. используется для представления инф-ии, назыв. сигналом, а значение этой характеристики, отнесенное к некоторой шкале измерений, — параметром сигнала. Например, процессы для передачи инф-ции – волны, параметры сигнала – частота, амплитуда и фаза волны. Различают аналоговые, дискретные, квантовые и цифровые сигналы, кот. могут быть синхронными и асинхронными. Аналоговый (непрерывный). Это сигнал, величина кот. непрерывно изменяется во времени. Он обеспечивает передачу данных путем непрерывного изменения во времени амплитуды, частоты либо фазы. Особенные св-ва: отсутствие избыточности. Аналоговые сигналы используются для представления каких-либо непрерывно изменяющихся физических величин (сигнал с микрофона несет инф-ию о быстрых изменениях давления в звуковой волне). Аналоговые сигналы описываются некоторой математической функцией времени. Например, для гармонического сигнала: Дискретный. Процесс перевод аналогового сигнала в дискретный назыв. дискретизацией, а процесс обратный этому – восстановлением. Непрерывный аналоговый сигнал заменяется здесь последовательностью коротких импульсов-отсчетов, величина кот. = значению сигнала в данный момент времени. Дискретизация аналогового сигнала состоит в том, что сигнал представляется в виде последовательности значений, взятых в дискретные моменты времени.

Данные. Это сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических и арифметических операций и представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. В процессах сбора, обработки и использования данные расчленяются на отдельные элементарные составляющие – элементы данных. Они могут быть выражены целыми и вещественными числами, словами и булевыми величинами, способными принимать 2 значения: «истина» (1) и «ложь» (0). Экономические данные можно подразделить на: условно постоянные (расценки, нормативы, сведения о производительности оборудования; условно постоянными назыв. т.к. время от времени обновляются; хранятся в массивах картотек или вводятся в память машины) и переменные (сведения о выработке рабочих, о сдаче деталей и продукции, о запасах на складе; после расчета, как правило, изымаются из памяти компьютера). Данные хранятся в базах данных.База данных– совокупность хранимых в памяти компьютера данных, относящихся к определенному объему или кругу дея-ти, специально организованных, обновляемых и логически связанных между собой. Они представляют собой своеобразную информационную модель объекта. Система управления БД – комплекс программных и лингвистических средств общего или специального назначения, реализующий поддержку создания БД, централизованного управления и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных. Она характеризуется используемой моделью, средствами администрирования и разработки прикладных процессов и обеспечивает описание и сжатие данных; манипулирование данными; физическое размещение и сортировка записей; защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление; работу с транзакциями и файлами; безопасность данных. СУБД определяет модель представления данных. Для того, чтобы быть воспринятыми и стать информацией, данные проходят тройной фильтр: физический (ограничения по пропускной способности канала), семантический и прагматический, где оценивается полезность данных. Данные – величина, число или отношение, вводимые в процесс обработки или выводимые из него. Обработка данных – приведение их к такому виду, кот. наиболее удобен для получения их них инф-ии, знания.

Информация. Информация является одной из исходных категорий мироздания, и следовательно, определение «инф-ии вообще» невозможно свести к каким-то простым, исходным терминам. Раньше под инф-ей понимали учение, наставление. Современное понятие инф-ии: — сведения, сообщения о чем-либо, кот. обмениваются люди; — сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах; — отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы. При методологическом подходе инф-ия рассматривается как абстрактная фикция. Такой подход используется при создании и развитии математической теории инф-ии.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение термину «информация». Какие подходы в определении этого термина вам известны?

Термин информация происходит от латинского information, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные.

2. Чем информация отличается от данных? Как связаны между собой эти два понятия?

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данных. Покажем, в чем их различие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопре­деленности знаний о чем-либо, данные превращаются в информацию.

Пример. Напишите на листе бумаги десять номеров телефонов в виде последо­вательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в инфор­мацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

3. Что такое «адекватность информации»? Какие виды адекватности вы знаете? Кратко опишите их.

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

Формы адекватности информации

Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.

Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.

Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.

Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.

Чем отличается доклад от сообщения?

Доклад — публичное, развёрнутое выступление по заранее выбранной и подготовленной теме, основанное на привлечении документальных данных, подтверждающих теоретические выкладки докладчика. Оптимальное время доклада — 5-10 минут. Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее актуальность и значение. Сообщение — это устный монолог не более 4 минут, содержащий научную информацию. От сообщения доклад отличается большим объемом информации. <a href=»/» rel=»nofollow» title=»43541328:##:docs/index-106523.html»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Доклад это кода по службе а сообщение когда на гражданке.

Доклад отличается от сообщения большим объемом.

Доклад — публичное, развёрнутое выступление по заранее выбранной и подготовленной теме, основанное на привлечении документальных данных, подтверждающих теоретические выкладки докладчика. Оптимальное время доклада — 5-10 минут. Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее актуальность и значение. Сообщение — это устный монолог не более 4 минут, содержащий научную информацию. От сообщения доклад отличается большим объемом информации.

Что такое Информация и Знание

Точно также как «не все то золото, что блестит», не вся информация является для человека ценной и может быть интегрирована в систему знаний человека. Прежде чем углубиться в размышления на озвученную тему, давайте определимся с понятиями знания и информация. Ясно, что это не одно и то же. Трактовок обоих понятий очень много.

Зна́ние — совокупность данных о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений; форма систематизации результатов познавательной деятельности человека. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Информация — сведения, воспринимаемые человеком как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации и передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков на клеточном уровне (например, генетическая информация).

Информация используется для описания и определения различных предметов и ситуаций, в которых они развивались и существуют, получается в результате применения знаний к описанию и объяснению явлений на основе полученных данных, но это еще не делает ее знанием. Процесс превращения информации в знания может быть очень сложным. Особенно, если информация разрозненна и не поддается какому-то анализу и систематизации. Важно отметить, что этот процесс — не механический и должен включать не только запоминание, но и понимание. Знания, как правило, более-менее структурированы, а информация может иметь какую угодно структуру.

Способность человека понять и запомнить, проанализировать, а затем вспомнить какую-то информацию дает возможность интегрировать ее в систему своих знаний, придав входящей информации некую структурированность; «Хорошие» знания не должны противоречить друг другу, что очевидно или, по крайней мере, желательно. Задача собирателя знаний обнаружить противоречия и разрешить их на этапе сбора знаний либо присвоить разным элементам данных различную оценку достоверности. Безусловно, усваивая или используя знания, хочется знать, насколько они достоверны.

Граница между информацией и знаниями нечеткая и зависит от воспринимающего субъекта. Слух или туманный намек может для умного человека стать знанием или источником знаний, а для не любящего думать и ворох информации останется просто информацией, без превращения в знания. Довольно часто можно встретить людей с хорошей памятью, но не имеющих привычки думать. Это показывает, что существует зависимость качества знаний от наличия и мощности процедур обработки. Наилучший (вырожденный) пример информации, не превращающейся в знание, — иностранный язык. Наличие информации в иностранном тексте очевидно, однако в знание ее превратить невозможно, если не знать языка, или очень трудоемко, если пользоваться словарем.

Одно из главных применений знаний — возможность передачи знаний другим и способность делать выводы на их основе.

Он был, есть и будет всегда. Он сопровождает нас от рождения до смерти. Он реально воздействует на наши судьбы, судьбы народов, стран, планеты. Тот, кто умеет использовать его, имеет возможности влияния неограниченного и непредсказуемого. Имя ему «информационный голод».

Также как и физиологический (потребность в еде), мы испытываем «информационный голод». Потребность мозга в постоянной информационной подпитке толкает нас просматривать ТВ и читать новости. Информация также как и еда дает нашей психике впечатления и питает энергией более тонкие тела, и, прежде всего, энергетическое тело.

Квант энергии, приходящей из внешней среды в организм живого существа и воспринимаемый как информация, способен вызвать усиление физиологических процессов и воздействовать на психику.

Определенный кусок информации, замкнувшись на вашу память, может породить невероятно большое количество новой информации, состоящей из ваших мыслей. Например, размышление о каком-то предмете или человеке. Процесс обработки информации сводится к замыканию ассоциаций – мышлению, т.е. постоянному сопоставлению внутренней и внешней информации.

Специалисты по нейронаукам из Дании исследовали связь выработки дофамина и предрасположенности человека к познанию нового. Познание нового является одним из самых сильных процессов с точки зрения выработки организмом дофамина. Но количество его вырабатывается все же не одинаково у разных людей. Для человека “исследователя по жизни” процесс познания — это объективно сильнейшее удовольствие.

А.Я. Аноприенко и С.Г. Джура, Кандидаты технических наук, доценты, пишут в своей работе «Инстинкт Познания и космоантропный принцип»: «Залогом эффективного обеспечения гармонии всех уровней инстинктов является их третья категория (первая категория – животные инстинкты, вторая — социальные), которую можно определить как космическую или вселенскую, направленную на выживание и развитие всего космического порядка и, без особого преувеличения, всей Вселенной. Основным на третьем высшем уровне следует признать инстинкт Познания. Именно он является главной движущей силой человечества в его восхождении по ступеням эволюции. Именно он позволяет объяснить те высшие проявления жертвенности, которые намного превосходят и заглушают и голос плоти, и, зачастую, голос социума в его конкретной земной ситуации».

Реальный окружающий мир представляется в человеческом сознании в виде его информационного отражения — в виде модели мира, построенной на поступающей извне информации, с целью извлечения пользы своему существованию. Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, наделен не только способностью воспринимать и познавать окружающий мир посредством обработки информации, полученной через органы чувств, но и способностью к логическому анализу, позволяющему создавать и совершенствовать адекватную модель мира. Основным предназначением человеческого мозга, как носителя разума является стремление к познанию истины — построению достоверной модели окружающего мира. По этой причине человеческий мозг всегда будет стремиться к цели своего предназначения — постижению тайны мироздания. В человеке заложено желание познать сущность мироздания в цельности, но эта цельность не даётся ему, она трансцендентальна. Поэтому он пытается постичь её по частям, в узких рамках того или иного способа. Познавая природу, человек осознал себя как мыслящее, творящее существо.

«Информационный голод», как естественная потребность в информации, — извечный спутник познавательного процесса. Степень его утоления зависит от уровня духовного и интеллектуального развития каждого человека. Многие люди начинают свое утро не только с чашки кофе, но в первую очередь включают телевизор, радио, выходят в Интернет. Порой они делают это не осознанно, как бы «автоматически», лишь бы что-то «говорило» просто так для фона. Обратите внимание на сограждан, которые ездят в общественном транспорте. Любители слушать музыку – наслаждаются любимыми композициями, книголюбы – не отрываются от электронных читалок, любители компьютерных игр терзают клавиатуру на игровых устройствах, трудолюбы не расстаются даже в метро с ноутбуками…

Наше время характеризуется нездоровым сочетанием «информационного обжорства» и «интеллектуальной гиподинамии». Чтобы иметь «сильное и мускулистое» мышление, нужно не столько поглощать новую информацию, сколько работать, прилагать самостоятельные умственные усилия. Но кушать — приятно, а работать — трудно. Поглощение информации часто является развлечением и отдыхом, тогда как самостоятельное мышление — это всегда труд, и порой нелёгкий труд.

Продолжая эту тему, можно высказать идею о необходимости интеллектуальной нагрузки параллельно с информационной диетой, и даже о великой пользе информационного голодания (полная изоляция от живого общения; от воздействия средств массовой информации: радио, телевидения, прессы; от чтения любых книг и т.п.) для психического и интеллектуального здоровья человека. Точно так же, как у каждого человека есть потребность в общении, имеется у него и потребность в одиночестве, потребность в уединении. Если эта потребность развита ниже нормы, если человек не выдерживает встречи с самим собой — тогда мы говорим о личности незрелой, неразвитой, лишённой необходимой самодостаточности.

Правильным образом организованное, проведенное по научно обоснованной и экспериментально проверенной методике, дозированное информационное голодание может быть весьма полезным с точки зрения интеллектуального развития, личностного и духовного роста. Далеко не случайно, во всех духовных традициях существует практика пребывания в уединении (ретрит), от одного-трёх месяцев до нескольких лет, которая считается крайне важной с точки зрения изменения личности и осуществления духовного прорыва.

Человек в течение жизни накапливает огромный объём информации, большей своей частью плохо переработанной и не ассимилированной. Зашлакованность нашего внутрипсихического пространства неупорядоченной и неотработанной информацией далеко не безобидна. В случае ярко выраженной патологии на уровне психики это проявляется как формирование различных патологических доминант — навязчивых мыслей, страхов и действий, различных заблуждений и бредовых идей. Однако и в случае так называемого «практически здорового» человека происходит то же самое, только в более мягкой форме.

Для избавления от информационного мусора практикуйте Мауну и выезды на природу, где вы можете побыть в одиночестве, полезны такие ретриты, как Випассана.

Если ограничить поступающую информацию от органов чувств, тогда тонкие тела начнут замещать недостаток информации, отчего расширится ваше восприятие. Дело в том, что операции связанные с обработкой информации и применением знания выполняет не только наше физическое тело (как многие думают мозг), но и более тонкие оболочки, невидимые нашему глазу. Эти тела: Пранамайя-коша, ментальное тело, которое поддерживает умственную и физическую деятельность и сознание человека, Маномайя-коша, тоже ментальное тело, контролирует разум и нервную систему, Виджнянамайя-коша, оболочка «мудрости», составляющая понимание: ум согласовывает входные данные органов чувств, но понимание (виджняна) является высшей познавательной функцией. Мудрость – это знания, находящиеся вне сенсорного восприятия. Здесь располагается интеллект (буддхи) и ощущение своего «я» (ахамкара). В этой оболочке мы осуществляем прыжок к чистому сознанию.

Конечно же, для нормального развития личности в целом и интеллекта в частности, также необходимы полноценное информационное питание и полноценная собственная психическая и интеллектуальная активность.

В идеальном случае информация, приходящая к человеку, должна превращаться в целостное знание, помогающее сформировать наиболее полную картину окружающего мира и дающее понимание законов вселенной. В современном мире информации слишком много, но как таковых знаний в этом потоке значительно меньше. Новости через СМИ – наиболее распространенная форма информации, которую поглощает большинство людей, как правило, несут лишь сообщения о каких-то событиях в жизни других людей, о различных происшествиях и тому подобном, но не рассказывают о том, как строить счастливую и праведную жизнь, как заниматься саморазвитием. Вокруг очень много «развлекательной» прессы и литературы, которая занимает ваш ум, но никак не способствует развитию разума. Формирование привычки осознанно подходить к выбору «входящей» информации может за очень короткий промежуток времени кардинально изменить жизнь человека. Произойдет своего рода «замещение» информации, что наверняка повлияет на преобразование или расширение картины мира в целом и трансформацию многих жизненно важных мысленных установок и целей.

Очень важным аспектом является то, какой круг общения выбирает человек. Мы социальные существа и общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Людям просто нравится говорить и взаимодействовать, но совсем немногие задумываются о том, что «болтовня» попусту тратит их энергию и время. Задумайтесь, зачем вашему собеседнику знать какую-то историю о вашей соседке тете Зине? Что это ему даст? Ничего, кроме того, что он потратит свое внимание на ту информацию, которая не будет способствовать его развитию. Неужели обязательно говорить что-то, лишь бы не молчать? Вспомните, как при знакомстве человек старается выдать множество разной информации, пытаясь создать хорошее впечатление о себе. А ведь порой совместное молчание может дать вам гораздо больше, чем самое насыщенное общение. Попробуйте, если никогда не использовали такую возможность! По собственному опыту могу сказать, чем больше занимаешься саморазвитием, тем меньше хочется общаться с кем попало, а «качество» общения начинает преобладать над «количеством».

Конечно, сложно, а порой просто невозможно полностью изолировать себя от ненужного информационного потока живя в мегаполисе, но мы можем использовать метод вытеснения ненужной информации, включая осознанность и применяя некий «информационный фильтр» в своей жизни. Например, вместо того, чтобы слушать радио в машине вашего спутника, вставьте наушники с полезной на ваш взгляд лекцией или аудио — книгой, вместо какого-то канала на телевизоре с бесконечным потоком рекламы, включите себе специально выбранное видео и т.п. Проявление здравомыслия и контроль поступающего информационного потока, а также регулярная практика «информационного голодания» являются необходимыми условиями для поддержания чистоты сознания, обретения высокого уровня мышления и широкого диапазона восприятия.

Я очень надеюсь, что среди информации, из которой состоит эта статья, вы найдете ту, которая дополнит ваши знания и поможет увереннее двигаться дальше по пути саморазвития! ОМ!

Leave a comment