Информация — урок. Информатика, 5 класс.
Каждый день ты узнаёшь что-то новое, чего ты не знал раньше, т. е. получаешь новую информацию. (Это знания, которые даются в школе, это сведения, которые черпаешь из книг, это новости, которые слышишь по радио или от людей, с которыми общаешься).
Информация — это сведения об окружающем нас мире.
Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:
глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.
Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?
Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Тебе кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.
Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?
На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?
Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.
Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:
линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т. д.
Виды информации по способу восприятия
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим всё вокруг.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.
Виды информации по форме представления
Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация | Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме |
Числовая информация | Таблица умножения, арифметический пример, счёт в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации. Пример. Ты получил телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте слова «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами |
Графическая информация | Рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель) |
Музыкальная (звуковая) информация | Всё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т. д. |
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная) | Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами |
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной.
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.
Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.
Источники:
Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7–10 стр.
Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339
Информация в информатике
Понятие информации в современном научном мире неоднозначно. Несмотря на то, что появилось оно довольно-таки давно, до сих пор ученые не могут дать строгое определение данному термину и утверждают, что его следует рассматривать в качестве неопределимого первичного понятия. В учебниках по информатике можно найти такие определения:
Информация – сведения или знания о чем-либо; знания, которые можно собрать, хранить, передать, обработать и использовать. Информация в информатике – базовое понятие науки, так как информатикой называют науку об информации, ее структуре и свойствах, способах ее обработки и передачи. Информатика изучает информацию при помощи главного инструмента – компьютера.
Сам термин в переводе с латинского означает «сведения», «изложение». Сегодня наука находится в поисках общих свойств и закономерностей, которые присущи информации, но пока информация в информатике – интуитивное понятие, которое имеет разные смыслы в разных сферах человеческой деятельности.
Несмотря на наличие большого количества определений, выделим наиболее общее и понятное. Информация – отражение окружающего мира посредством сигналов и знаков. Ценность информационного сообщения заключается в новых знаниях, которые содержатся в нем.
Виды информации в информатике. В зависимости от способа восприятия, она может быть воспринята при помощи глаз, органов слуха, обоняния, вкуса и осязания. Кроме того, по форме представления выделяют текстовую, числовую, графическую и звуковую. В этой же классификации находится и видеоинформация.
Информация в информатике обладает рядом свойств. К ним относится полнота, достоверность, актуальность, доступность, защищенность, релевантность (способность соответствовать запросам), эргономичность.
Информация как особый вид ресурса обладает свойствами, характерными для него. К таковым относятся: запоминаемость, воспроизводимость, передаваемость, преобразуемость и стираемость.
При этом носителем информации может быть любой предмет материального мира, волны (акустические, электромагнитные и т.д.), вещество в любом состоянии. Есть также машинные носители (например, магнитная лента). Передается информация в информатике при помощи сигналов.
Сигнал – физический процесс, который имеет информационное значение и может быть дискретным или непрерывным. Первый принимает лишь конечное число значений за определенное число моментов времени, а непрерывный – тот, который постоянно изменяется как во времени, так и по амплитуде. Сигналы, которые несут символическую или текстовую информацию – дискретные. В качестве примеров аналоговых сигналов можно привести телефонную связь или телевидение.
В наши дни информатика развивается очень стремительно, и уже сегодня в науке об информации выделяют ряд новых направлений, таких как программирование, кибернетика, искусственный интеллект, вычислительная техника, информационные системы и теоретическая информация. Понятие информации в информатике – сравнительно новое в лексиконе человека, и несмотря на повсеместное использование этого слова в речи, содержание его остается нечетким и размытым. Информатика связана с информацией и ее обработкой на компьютерах. На интуитивном уровне все ясно, однако, если присмотреться поближе, вопрос становится намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда.
Так как компьютеры сегодня широко распространены, и человечество переживает информационный бум, азы информатики должны быть понятны каждому современному индивиду, который хотя бы немного хочет шагать в ногу со временем. Именно эти факторы повлияли на то, что преподавание информатики введено в школьный курс и каждый молодой человек имеет возможность освоить эту новую, но очень интересную и нужную науку.
Что такое информация: классификация, способы получения, носители
Потяние информации довольно неоднозначное. Несмотря на то что оно существует уже довольно давно, в настоящее время ученые до сих пор не могут дать точное определение этому термину и говорят о том, что его необходимо рассматривать в виде неопределимого первичного понятия.
В современных учебниках по информатике можно найти различные толкования этого термина: информация является сведениями или знаниями о чём-либо, информация является знаниями, которые возможно передавать, собирать, хранить, использовать, обрабатывать, информация в информатике является базовым понятием науки, так как информатика это наука об информации. В информатике изучение данного понятия происходит с помощью главного инструмента компьютера.
Давайте более подробно ознакомимся с тем, что собой представляет данное понятие в информатике.
Это интересно: что такое код бодо в телефонии?
Определение понятия
Если перевести сам термин информация с латинского языка, то он будет означать изложение или сведение. В настоящее время наука до сих пор ищет общие свойства и закономерности, которые являются присущими информации, однако, данные в информатике являются неким интуитивным понятием, которое несет различные смыслы в различных сферах деятельности человека.
Несмотря на то что в настоящее время существует огромное количество определений данного термина, необходимо выделить наиболее общие и понятные из них. Данные являются отражением окружающего мира методом каких-то знаков и сигналов. Ценность сообщения, которую несут сведения, заключается в новых знаниях, содержащихся в данном сообщении.
Это интересно: приведите примеры информационной деятельности человека?
Типы информации
Они могут отличаться в зависимости от способа восприятия. Данные могут восприниматься с помощью наших чувств.
- Органы слуха,
- Зрение,
- Осязание,
- Вкус,
- Обоняние.
Кроме этого, сведения разделяют и относительно их формы. По форме они могут быть:
- Текстовыми,
- Числовыми,
- Графическими,
- Звуковыми.
Сюда также можно отнести и видеоинформацию.
Это интересно: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие истина?
Информация в информатике
Понятие данного термина в информатике имеет целый ряд свойств. К таким свойствам относятся следующие:
- Достоверность,
- Релевантность,
- Полнота,
- Эргономичность,
- Актуальность,
- Защищённость,
- Доступность.
Информация является особым видом ресурсов, который обладает свойствами, характерными именно для него. К таким свойствам относятся следующие:
- Стираемость,
- Запоминаемость,
- Преобразуемость,
- Передаваемость,
- Воспроизводимость.
Рассмотрим каждое из данных свойств более подробно.
- Запоминаемость является одним из самых главных свойств данных. Запоминаемую информацию принято называть макроскопической. При этом имеются в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки, а также время запоминания. С макроскопическими данными люди имеют дело на реальной практике.
- Передача происходит с помощью специальных каналов связи, в том числе и с помехами. Передаваемость хорошо исследована на основе теории Шеннона. В этом случае имеется в виду немного другой аспект, заключающийся в способности сведений к их копированию, таким образом, она может быть запоминающейся другой макроскопической системой, одновременно с этим оставаясь тождественной самой себе. Становится очевидным, что при копировании количество данных не будет возрастать.
- Говоря о воспроизводимости сведений, необходимо отметить, что она тесно связывается с ее передаваемостью, но не относится к ее независимому базовому свойству. Если же под передаваемостью имеется в виду, что не стоит считать существенными пространственные отношения между отдельными частями системы, среди которых передаются данные, то воспроизводимость характеризуется неиссякаемостью и неистощаемостью сведений, то есть во время копирования сведений будет оставаться тождественной самой себе.
- Преобразуемостью называется фундаментальное свойство данных. Она подразумевает то, что сведения могут сами поменять форму и способ своего существования. Копируемость при этом является разновидностью преобразования сведений, но ее количество при этом не меняется. Говоря об общем случае, стоит отметить, что количество данных в процессе преобразования будет меняться, но не будет возрастать.
- Стираемость тоже относится к независимому свойству сведений. Стираемость связана с таким преобразованием данных, во время которого ее количество снижается или становится равным нулю.
Носители и сигналы
Информация будет в любом случае связана с материальным носителем. Такими носителями могут быть:
- Любые материальные предметы в виде камня, бумаги и так далее,
- Различные волны: звук, радиоволна, свет и так далее,
- Вещества в разном состоянии: температура, концентрация молекул в жидком растворе и так далее.
Сигналом называется способ передачи данных. Сигнал представляет собой физический процесс, который имеет информационное значение. Сигналы могут быть дискретными или непрерывными. Дискретный сигнал может принимать только конечное число значений в конечном числе моментов времени.
Аналоговым сигналом называется тот сигнал, который непрерывно изменяется по амплитуде и по времени. Аналоговые сигналы, как правило, используются во время телефонной связи, радиовещания и телевидения.
Сигналы, которые несут текстовую или символическую информацию, являются дискретными.
Основные понятия информатики
В информатику, как правило, включаются технические средства, математические методы, программные продукты, типовые алгоритмы и модели. Говоря о технических средствах, сюда можно отнести компьютеры и разнообразные периферийные устройства в виде мониторов, клавиатур, принтеров, модемов. В состав технических средств ещё входят линии связи, средства оргтехники. Таким образом, можно сказать, что это те материальные ресурсы, которые способны обеспечить преобразования сведений, при этом главную роль в списке будет играть только компьютер.
В настоящее время информатика отличается довольно стремительным развитием. Уже сегодня наука о данных имеет целый ряд новых направлений: программирование, искусственный интеллект, кибернетика, информационные системы, теоретическая информация и вычислительная техника.
Само понятие информации в информатике является довольно новым в лексиконе человека.
Так как компьютеры в настоящее время являются очень распространенными, а человечество переживает так называемый информационный бум, азы информатики должны понимать все современные индивиды, которые хоть немного хотят шагать в ногу со временем. Именно данные факторы стали основой того, что преподавание информатики было введено в школьную программу. Поэтому в настоящее время каждый школьник получает возможность освоить эту интересную, новую и необходимую науку.
Лекция по информатике на тему » Информация и информатика. ВТ»
Технологическая карта №1
УД Информатика
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Тема 1.1Информация и информатика. Вычислительная техника.
Цель
Расширение знаний об информации, изучение свойств информации, способов передачи информации.Введение понятия информатика, предмет и объект информатики, ВТ.
Задачи
Обучающие:
должны уметьопределять свойства информации
Развивающие:
развивать умения применять знания на практике; развивать познавательные умения (выделять главное).
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру, аккуратность, добросовестность.
Средства обучения, оборудование
План-конспект
Тип учебного занятия
Теоретическое
Вид учебного занятия
Лекция (изучение нового учебного материала).
Применяемые технологии
Информационные технологии.
Структура занятия
Этап 1.
Организационный момент/ 1 минуты
Деятельность преподавателя
Приветствует студентов.
Обращает внимание на внешний вид студентов.
Проверка присутствующих, оценка внешнего вида, Организует и дисциплинирует студентов.
Создаёт рабочую обстановку, активизирует внимание, побуждает к самостоятельной учебной деятельности.
Формирует познавательный интерес к занятию, к данной теме, к данному предмету.
Сообщает тему, цель занятия
Деятельность обучающихся
Подготовка к занятию
Этап 2.
Изучение нового материала/ 80 мин
Деятельность преподавателя
Лекция, объяснение нового материала:
1. Понятие информации
2. Свойства информации
3.Обработка информации
4.Классификация информации
5.Объект и предмет информатики
6.ИР
7.ВС
Деятельность обучающихся
Работа с конспектом, запись в тетрадь основных моментов, указанных преподавателем.
Этап 3.
Этап закрепления и обобщения знаний/ 5 минут
Деятельность преподавателя
Задает вопросы для закрепления по теме. Отвечает на вопросы студентов. Помощь в формулировке выводов.
Деятельность обучающихся
Подведение итогов, запись выводов в тетрадь
Этап 4.
Рефлексия/4 минуты
Деятельность преподавателя
Пометки на полях:
«+» — знал
«!» — новый материал (узнал)
«?» — хочу узнать
Деятельность обучающихся
Работают с конспектами
Этап 6.
Домашнее задание/ 5 минут
Содержание домашнего задания
1. Составить глоссарий по теме.
2.Выучить теорию
3.Подготовить сообщение:История возникновения и развития вычислительной техники
Информация и информатика. Вычислительная техника.
Вычислительные системы.
Продолжительность: 2 ч.
Информация— это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Информация может быть представлена в виде данных
«Информация» в информатике — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
Данные – представление информации в формализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки.
или
Данные — это результаты наблюдений за объектами и явлениями, которые только хранятся. Если их использовать практически, они сразу превращаются в информацию.
или
Данные — это то те или иные сведения (необязательно несущие смысловую нагрузку).
Информация (information)— это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой.
Обработка данных включает в себя много операций, среди которых можно выделить следующие:
Сбор данных — накопление данных с целью обеспечения их полноты для принятия решений;
Формализацияданных — сведения данных, полученных из разных источников, к одинаковой форме;
Фильтрацияданных — отвержение «лишних» данных, которые не нужны для принятия решения;
Сортировкаданных — приведение данных по определенному признаку;
Группировкаданных — объединение данных по определенному признаку с целью их более удобного использования;
Архивацияданных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме, как правило, в более экономном формате;
Защитаданных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, модификации или воспроизведение данных;
Транспортировкаданных — прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса;
Преобразованиеданных — перевод данных из одной формы (или структуры) к другой.
Свойства информации.
понятность;
доступность;
краткость;
актуальность
и др.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.
Информация полна,если её достаточно для понимания и принятия решений.
Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Ценность информациизависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информацияможет принести ожидаемую пользу.
Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.
Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информациядолжна преподноситьсяв доступной (по уровню восприятия) форме.
Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
Информацию по одному и тому же вопросу можноизложитькратко (сжато, без несущественных деталей) илипространно (подробно, многословно).
Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Устойчивость. Отражает ее способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Классификация информации
По способу восприятия:
визуальная — воспринимаемая органами зрения;
аудиальная — воспринимаемая органами слуха;
тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами;
обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами;
вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
текстовая — передаваемая в виде символов — букв, отображающих человеческую речь;
числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
графическая — в виде изображений, графиков;
звуковая — устная или в виде записи передача аудиальным путем;
видео — способ сохранения «живых» картин окружающегомира, появившийся с изобретением кино.
По предназначению:
массовая — содержит сведения и понятия, понятныебольшей части потребителей;
специальная — содержит специфический набор понятий,необходимых и понятных в рамках узкой группы потребителей;
личная — набор сведений о какой-либо личности.
Цифровая и аналоговая информация
Аналоговая информация, в отличии от цифровой (дискретной), непрерывна, волнообразна. Свет, звук —примеры аналоговой информации.
Компьютер может работать только с цифровой информацией, т.е. только когда она представлена конкретными значениями. Чтобы аналоговую информацию можно было ввести в компьютер, создаются специальные устройства — аналого-цифровые преобразователи (АЦП). Чаще всего они применяются для ввода в компьютер данных от видеокамер, микрофонов, от измерительных приборов на производстве или при научных экспериментах.
Для обратного вывода существуют другие устройства — цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП)
Единицы измерения количества информации
Бит -минимальная единица измерения информации. Бит соответствует одному двоичному разряду и может принимать значения1или0.
Байт- равен8бит. Одинбайтможетпринимать256различныхзначений28 = 256,напримерположительныхцелыхчисел от «все биты выключены»00000000до «все битывключены»111111112 = 25510
Биты, составляющие байт, пронумерованы справа налево, от 0 до 7:
1Кбайт=210 байт
1Мбайт=210Кбайт
1Гбайт=210Мбайт
1Тбайт=210Гбайт
Разрядная сетка
Разряднаясетка— это количество двоичных разрядов, которое отводится в памяти компьютера для хранения числа или символа.
Размер разрядной сетки обычно равен машинному слову. Машинное слово— наибольшая последовательность (вектор) битов, которую процессор может обрабатывать как единое целое. Число битов в слове может быть равно8,16, 32 или64.
Объект и предмет информатики.
Информационные ресурсы.
Информатика — научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Объектинформатики — как сами ЭВМ, так и основанные на них и телекоммуникационных технологиях ИС различного класса и назначения.
Предметинформатикипредставляет информационный обмен между людьми, возникающий в связи с их совместной деятельностью.
ИТ–комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.
Структура современной информатики.
Теоретическаяинформатика – ряд математических разделов, опирающихся на математическую логику, включает теорию алгоритмов и автоматов, теорию информации, теорию кодирования, теорию формальных языков и грамматик, исследование операций и т.д.
Вычислительнаятехника – раздел, изучающий назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств.
Программирование – разработка систем программного обеспечения (ПО), разделы современного программирования: создание системного ПО, прикладного ПО, разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка операционных систем.
Информационныесистемы – раздел информатики, связанный с решение м вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах. Это и информационно-справочные системы, информационно – поисковые системы, глобальные системы хранения и поиска информации.
Искусственныхинтеллект – область информатики, в которой решаются проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой, математикой и т.п. 50 лет идут исследования в этой области. Направления: моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и др.
Информационные ресурсы.
Ресурс – запасы, источники чего-нибудь (словарь русского языка С.Н. Ожегова). Материальные ресурсы, природные ресурсы, трудовые, финансовые, энергетические.
Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов в ИС (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, и т.д.).
ИР – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Вычислительная система (ВС)
Это совокупность взаимодействующих элементов, предназначенная для управления вычислительным процессом.
Она состоит из технического и программного обеспечения. Следовательно, в качестве вычислительной системы можно рассматривать компьютер, так как это техническое устройство (точнее, совокупность устройств) для автоматической обработки, хранения и представления информации. Компьютер состоит из множества частей (подсистем), каждая из которых выполняет свою уникальную функцию.
Основными потоками в компьютере являются информационные потоки. Входная информация поступает в компьютер через устройства ввода (мышь, клавиатура), процесс обработки информации происходит в системном блоке. Готовая информация поступает к пользователю через устройства вывода (монитор, принтер).
Далее, под вычислительной системойбудем понимать совокупность компьютеров и внешних устройств, функционирование которой направлено на выполнение процесса обработки и/или передачи данных.
Развитие ВС тесно связано с эволюцией средств вычислительной техники. С момента создания первой ЭВМ и вплоть до появления малых, микроЭВМ и, наконец, персонального компьютера (ПК) системы создавались по принципу централизованной обработки данных. В системах коллективного доступа вычислительные возможности центральной ЭВМ делились между внешними по отношению к ней устройствами — терминалами.
Принцип централизованной обработки данных не обеспечивает в должной мере надежность процесса обработки, затрудняет развитие вычислительных систем и значительно увеличивает временные затраты в диалоговом многопользовательском режиме.
С появлением ПК в архитектуре вычислительных систем реализуется принцип распределенной обработки данных
Обработка данных, выполняемая на независимых, но связанных между собой компьютерах, называется распределенной.
Принцип распределенной обработки данных реализуется в многомашинных ассоциациях. В них могут входить компьютеры различной производительности.
В настоящее время структура таких ассоциаций разрабатывается в двух направлениях: многомашинные вычислительные комплексыи компьютерные сети
Системы коллективного доступа
Вычислительные системы коллективного доступа позволяют нескольким пользователям иметь доступ к одним и тем же данным. При этом каждый пользователь должен иметь свое имя, а возможно, и пароль для идентификации его в системе.
В настоящее время такие системы строятся на базе сетей ПК, в которых один, как правило, наиболее мощный компьютер, выделяется в качестве сервера. На сервере хранятся все данные, которыми пользуются все пользователи сети.
При определенной конфигурации сети пользователи могут не только использовать данные, хранящиеся на сервере, но и запускать программы так, что они выполняются на сервере, а пользователь на своем компьютере получает только готовые результаты. При этом очередность выполнения заданий от разных пользователей определяется системой очередей: запрос на вычисление от каждого терминала поступает в первую очередь и сразу выполняется, причем время обработки строго ограничено. Если задача небольшая по объему и результат получен, он отправляется пользователю. Если же процесс вычисления не закончен, он прерывается, а задача попадает во вторую очередь, к которой процессор обращается только тогда, когда первая очередь пуста. Обработка запроса продолжается с места прерывания и снова ограничена по времени. Задача, требующая длительных вычислений, поступает в третью очередь и т. д. Система очередей не физическая, каждому запросу присваивается номер очереди и номер задачи в очереди. Так реализуется разделение времени между пользователями.
Центральная ЭВМ в системе коллективного доступа может решать практически любой класс задач, в том числе задачи повышенной сложности.
Надежность любой системы определяется надежностью входящих в нее компонентов. Выход из строя одного из терминалов мало сказывается на работе системы коллективного доступа. При выходе из строя центральной ЭВМ: даже кратковременный ее сбой приводит к роковым последствиям для системы в целом.
Многомашинные и многопроцессорные ВС
Многомашинная вычислительная система — это группа объединенных с помощью специальных средств сопряжения ЭВМ, выполняющих совместно единый информационно-вычислительный процесс.
Многомашинные вычислительные комплексы (ВК) могут работать в одном из следующих режимов:
1) 100%-ное горячее резервирование. Все ЭВМ в этом случае исправны и работают параллельно, выполняя одни и те же операции над одной и той же информацией (дуплексный режим). После выполнения каждой команды результаты преобразования сравниваются, и при их совпадении процесс вычислений продолжается. При этом в памяти каждой ЭВМ в определенный момент находится одна и та же информация. При обнаружении несовпадения в результатах обработки неисправная ЭВМ выводится на ремонт;
2) все ЭВМ работают в автономном режиме по автономным рабочим программам.
Задание режимов работы вычислительного комплекса возможно программным путем или с помощью команд прямого управления, или с пульта управления комплекса.
По типу организации многомашинные ВК можно разделить на две группы: несвязанные и связанные.
Несвязанные ВК разрабатывались с целью разгрузить центральный процессор от выполнения операций по вводу-выводу данных извне. Они состоят из центральной и периферийной ЭВМ, между которыми нет прямого физического соединения и отсутствуют какие-либо совместно используемые аппаратные средства. Целесообразность их применения определяется тем, что операции ввода-вывода информации и вычисления совмещаются во времени.
Связанные ВК включают несколько ЭВМ, которые совместно используют общие аппаратные средства. В таких ВК все ЭВМ могут выполнять различные программы автономно или во взаимодействии друг с другом.
Основной недостаток многомашинных систем — достаточно в каждой ЭВМ выйти из строя по одному устройству (даже разных типов), как вся ВС становится неработоспособной.
Многопроцессорных вычислительных систем (ВС) с мультиобработкой, в составе которых содержится два или несколько процессоров, работающих с единой оперативной памятью, общим набором каналов ввода-вывода. Наличие единой оперативной системы делает возможным автоматическое распределение ресурсов системы на различных этапах ее работы.
В многопроцессорных системах при решении задач с небольшими емкостями памяти возможно одновременное решение на разных процессорах. Если в какой-либо интервал времени требуется резкое увеличение емкости памяти, то вся память отдается для решения одной задачи.
Основные особенности построения многопроцессорных систем:
система включает в себя один или несколько процессоров;
центральная память системы находится в общем пользовании, и к ней должен быть обеспечен доступ от всех процессоров системы;
система должна иметь общий доступ ко всем устройствам ввода-вывода, включая каналы;
в системе должно быть предусмотрено взаимодействие элементов аппаратного и программного обеспечения на всех уровнях: на уровне системного программного обеспечения, на программном уровне при решении задач пользователей (возможность перераспределения заданий), на уровне обмена данными и др.
Особое место среди ВС занимают системы реального времени(В настоящее время все больше промышленных предприятий оснащают свои производства компьютерной техникой, которая должна реагировать на все события в реальном масштабе времени, т.е. время реакции системы на события должно быть «привязано» к реальным промежуткам времени – секунды, минуты, часы). Они применяются при автоматизации производственных процессов. В такой системе обработка данных происходит настолько быстро, что ее промежуточные результаты могут быть использованы в управлении процессом.
Задания для с.р.
История возникновения и развития вычислительной техники.
Информация | Наука | Fandom
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «прямая», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
История понятия Править
Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.
До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.
Классификация информации Править
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
- Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
- Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
- Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
- Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
- Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
- Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
по назначению:
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
- Достоверная — информация, полученная без искажений.
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
по истинности:
Значение термина в различных областях знания Править
Философия Править
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2013 года. |
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. Н |
Свойства информации — урок. Информатика, 10 класс.
В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.
Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.
Пример:
Информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня.
В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.
Пример:
Для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован.
Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.
Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.
Рассмотрим эти свойства более подробно.
Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.
Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а также от того, насколько быстро изменяется ситуация.
Таким образом, своевременность информации предполагает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день.
В соответствии с этим же правилом учёные стараются найти более надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.
Доступность информации обеспечивается за счёт её преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.
Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.
Пример:
Учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового.
В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребёнка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста.
Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить читателю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.
Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.
Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.
Понятие полноты информации связано с её смысловым содержанием.
Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на её основе.
Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.
Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.
— Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
— Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.
— Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.
Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределённости. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.Пример:
Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.
Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.
Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и её оценки.
Пример:
Перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.
В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация.
Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.
Пример:
Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.
Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности.
Сейчас создаются геоинформационные системы — живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
— прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
— анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
— строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
— строить модели рельефов поверхности Земли.
Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной информации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.
В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность — и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.
Информационный процесс — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 сентября 2018; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 сентября 2018; проверки требуют 30 правок.Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, использования информации.[1]
В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Сбор информации | целеустремленное нахождение первичной информации(методы: наблюдение, измерение, опросы, анкетирование, тестирование и т.д) |
Поиск информации | нахождение нужной информации в информационных фондах(каталоги, справочники, поисковые системы и т.д) |
Обработка информации | исполнение совокупности спланированных действий над имеющейся информацией с целью получения новой |
Представление информации | превращение информации к форме, наиболее удобной для её использования(методы: сортировка, систематизация, подача в табличной или графической форме) |
Хранение информации | обеспечение возможности воспользоваться найденной информацией в дальнейшем(носители информации-лазерные диски и т.д) |
Передача информации | перемещение информации в пространстве-от источника до потребителя(носители информации-звуковые, световые волны и т.д) |
Защита информации | введение определенных мер с целью предотвращения потери, повреждения или злоумышленного использования информации |
Использование информации | обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности |
Сбор информации[править | править код]
Информационные процессы
Обработка информации[править | править код]
См.: Аналоговая обработка сигналов, Цифровая обработка сигналов
Представление информации[править | править код]
Хранение информации[править | править код]
См.: Категория:Носители информации
Носители информации[править | править код]
Информация не материальная, но всегда связана с материальным объектом(бумагой, магнитным диском, звуковой или электромагнитной волной и т.д). Материальный объект, который применяется для её хранения и передачи информации в пространстве и времени, называется ее носителем. Запись информации на носителе осуществляется с помощью смены его некоторых свойств(цвета, рельефа, формы, химического состава и т.д) |
Виды носителей информации(по сроку хранения изменений)[править | править код]
коротко-существующие | используются для передачи информации | примеры: звуковая волна, радиоволна, оптическое излучение |
долго-существующие | используются для хранения информации | примеры: бумага, магнитная пленка, лазерный диск, флеш-память |
Передача информации[править | править код]
См.: Канал связи
Защита информации[править | править код]
См.: Информационная безопасность
Использование информации[править | править код]
- ↑ Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000).