Программное обеспечение примеры: Что такое программное обеспечение? – Программное обеспечение — Википедия

Содержание

Что такое программное обеспечение?

Программное обеспечение (англ. software) – это набор инструкций, позволяющий пользователю взаимодействовать с компьютером, его аппаратной частью, выполнять задачи. Без программного обеспечения компьютеры бесполезны.

Программное обеспечение - определение в словаре. Пример программного обеспечения.Например, без интернет-браузера, Вы бы не смогли бродить по интернету и читать эту страницу, а без операционной системы не может работать браузер. Изображение справа, пример программного обеспечения, программы  Word, для работы с текстовыми документами.

Примеры и виды программного обеспечения

Ниже приведена таблица с видами программного обеспечения, которое может быть установлено на компьютере.

Следует отметить, что все программы это программное обеспечение, но не всё программное обеспечение это программы. Для наглядности в таблице есть уточняющий столбец «Программа?».

Программное обеспечение

Пример

Программа?

Антивирус

AVG, Avast, McAfee

Да

Музыкальный/Аудио плеер

Itunes, WinAmp

Да

База данных

Access, MySQL, SQL

Да

Драйвер

Компьютерные драйверы

Нет

Клиент электронной почты

Outlook, Thunderbird

Да

Игра

Quake, World of Warcraft, FlatOut

Да

Интернет браузер

Firefox, Google Chrome, Opera

Да

Видео плеер

Media Player Classic, Windows Media Player

Да

Операционная система

Windows 10, Mac Os X 10, Android

Нет

Графический редактор

Adobe PhotoShop, CorelDRAW

Да

Презентация

Microsoft PowerPoint

Да

Язык программирования

C++, PHP, Java, Perl, Python

Да

Симулятор

Flight simulator, SimCity

Да

Табличный редактор

Microsoft Excel

Да

Утилита

Сжатие, очистка диска, шифрование, очистка реестра

Нет

Текстовый редактор

Microsoft Word

Да

Совет: Смотрите наше определение программы, чтобы увидеть другие примеры программ.

Как создается программное обеспечение?

Компьютерный программист (или несколько) пишут инструкции, используя язык программирования. Эти инструкции указывают программному обеспечению, как действовать и что делать. После того как программа была завершена, она составляется (компилируется) на язык понятный компьютеру и может работать на нем.

Похожие страницы:

См. также: Аппаратное обеспечение, Program Files, проводник.

11. Программное обеспечение пк. Виды, назначение, примеры

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.

прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.

инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.

Системное ПО. планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

К системному ПО относятся:

  • операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)

  • программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)

  • операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.

  • Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

  • утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)

    • диспетчеры файлов или файловые менеджеры

    • средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)

    • средства просмотра и воспроизведения

    • средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков

    • средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами

    • средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).

Прикладное ПО. программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК

К прикладному ПО, например, относятся:

  • Комплект офисных приложений MS OFFICE

  • Бухгалтерские системы

  • Финансовые аналитические системы

  • Интегрированные пакеты делопроизводства

  • CAD – системы (системы автоматизированного проектирования)

  • Редакторы HTML или Web – редакторы

  • Браузеры – средства просмотра Web — страниц

  • Графические редакторы

  • Экспертные системы И так далее.

Инструментальное ПО это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.

В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:

  • Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.

  • Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.

  • Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение – исполнимый код.

  • Исполнимый код – это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение .ЕХЕ или .СОМ.

В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.

этапы и принципы / Edison corporate blog / Habr

Основной нашей специализацией в EDISON является разработка сложного заказного программного обеспечения на платформах Windows, Linux, MacOS и мобильных Android, iOS, Windows Phone. За время своей работы мы выполнили свыше нескольких сотен крупных проектов на самом высоком уровне качества разработки и обслуживания клиентов. К сожалению, большая часть самых интересных проектов надёжно скрыты за NDA. Но каким бы ни было разрабатываемое программное обеспечение: системное, прикладное, веб-приложение или приложение для мобильных, — общая схема разработки и ее принципы одинаковы.

В прошлой статье мы рассказали о наших принципах проектирования ПО, в этом посте перейдём непосредственно к процессу разработки в Центре разработки EDISON.

Этапы разработки программного обеспечения


В зависимости от вида, масштабов и потребностей проекта определяется порядок разработки. Он будет несколько отличаться для разработки мобильных приложений, встроенного ПО, решений для автоматизации и БД, но общая последовательность действий для создания ПО универсальна:

Подробно про первый и второй этапы (подготовительный и проектирование программного обеспечения) можно перечитать в прошлой статье.

Перейдём к созиданию:

  • Дизайн — вторая по важности составляющая продукта после технических характеристик, влияющая на эффективность и скорость взаимодействия пользователя с ним. Требования к дизайну определяются ТЗ — как правило, важны простота, интуитивность и минимальные затраты на совершения действия (достижение результата), а также красота и соответствие стилю компании и (или) продукта.
  • Код — та часть работы, которая обычно ассоциируется с разработкой ПО как таковой. Важно, чтобы код был в достаточной мере оптимизированным, лаконичным и понятным. Назначаем на подобранные под специфику задания в ТЗ языки специализирующихся на их использовании программистов.
  • Тестирование. Тестирование в EDISON проводится на каждом этапе разработки ПО, включает множество тестов по плану тестирования, кастомизируемому с учётом специфики проекта на этапе составления технического задания. Результаты тестирования документируются и доступны клиенту в режиме реального времени. Оплата за продукт производится только после прохождения всех видов тестов, в том числе клиентских.
  • Документирование — процедура, фиксирующая план, процесс и результат разработки программного обеспечения. Включает в себя всю исходную информацию (ТЗ, макеты), планы работ, затрат, тестирования, список задач исполнителей в каждый момент времени, отчеты о работе и так далее. Документация необходима для быстрого и точного выявления ошибок, прозрачности совместной работы, как обязательная юридическая часть договора.

Схематично создание программного обеспечения выглядит так:

Принципы разработки программного обеспечения


Важный момент для компании, занимающейся разработкой ПО, — определиться с базовыми принципами работы. У каждого разработчика свой подход, свои ценности и приоритеты. Для компании EDISON такими принципами при разработке являются:
  1. Ориентация на качество. Мы прилагаем все усилия, чтобы это было не избитым маркетинговым клише, а объективной реальностью. Бесперебойность работы и удовлетворенность конечным результатом обеспечивают:
    • следование ГОСТам, лучшим практикам и методологиям качественной разработки (RUP, Agile),
    • лучшие спецы, четкое разделение труда и хорошая мотивация срок+качество,
    • отлаженная и мощная система тестирования продуктов,
    • качественное и прозрачное планирование и выполнение задач, система управления разработкой и обязательность грамотного технического задания,
    • документирование процесса и результата,
    • гарантии на разработанные продукты, техническая поддержка и обучение пользователей,
    • понятная и удобная система оплаты за разработку ПО.
  2. Адаптивность и гибкость. В некоторых проектах нет возможности четкой формулировки требований на этапе составления ТЗ, а иногда у клиента уже на этапе разработки программного обеспечения появляется потребность в изменениях, — мы с пониманием относимся к таким ситуациям и заранее предусматриваем их вероятность и согласовываем с клиентом условия работы при прецеденте.

Примеры реализованных EDISON проектов


Программное обеспечение для микротомографа для изучения материалов, созданного учёными Томского Государственного Университета


Томограф с микроточностью распознает внешнее и внутреннее устройство органических и неорганических объектов размером до спичечного коробка. Программа сканирует предмет, строит 3D модель, выделяет цветом участки одинаковой плотности.

Электронная библиотечная система Vivaldi


Сервис, разработанный EDISON, совмещает в себе электронные библиотеки ВУЗов страны с доступом к базе Российской Государственной Библиотеки. С его помощью студенты и преподаватели из 126 городов России могут получить доступ к ценнейшим и редчайшим научным трудам. ЭБС Vivaldi сотрудничает с крупными библиотеками, научными центрами и периодическими печатными изданиями. Пользователи могут посещать специализированные читательские залы круглосуточно. В данном проекте реализован лёгкий поиск нужной литературы, возможность распечатки, доступ к архивам ВУЗов страны. Сервис легко внедряется в учебное заведение, экономя место и затраты на содержание библиотеки бумажных книг.

Сеть электронных бибилиотек Vivaldi (ЭБС) с аннотацией from EDISON Software Development Centre

Система для контроля и учета рабочего времени «Большой Брат»


Удобный сервис для компаний, особенно использующих гибкий график работы для сотрудников, позволяющий отслеживать и контролировать реальную занятость сотрудников на рабочем месте. Система не пропустит ни одного разгильдяя. Работодателю видно, когда сотрудник пришёл на рабочее место, когда покинул, отлучался, отслеживается бездействие за компьютером и время сверхурочных работ. Если есть сомнения, занимается ли человек работой, с любого компьютера можно получить скриншот рабочего стола. Сервис удобен и для сотрудников разных отделов: вы можете точно определить, кто из коллег сейчас доступен, а кто, например, ушёл на обед; вы можете легко сами контролировать свой свободный график, выбирая время обеда, начала и конца рабочего дня. Ну, а работодатель может сделать выводы насчёт каждого нанятого человека для повышения эффективности работы организации.

Есть замечания по нашей методологии или вы хотите поделиться своим опытом? Рады будем пообщаться в комментариях, в нашей группе в Фейсбуке или во Вконтакте.

О компании:
Проектирование программного обеспечения
Разработка программного обеспечения: этапы и принципы
Тестировщик в ответе за всё
Поддержка программного обеспечения
Как йога кодить и жить помогает: личный опыт
Обучаем сотрудников английскому: опыт Edison
Умственный труд и физическая культура

Что такое программное обеспечение? Виды программного обеспечения :: SYL.ru

Каждый день, запуская персональный компьютер, ноутбук или телефон, мы сталкиваемся с программами, которые нас обслуживают. Причем, если не задумываться, то кажется, что использование программного обеспечения начинается в тот момент, когда мы запускаем ярлык на рабочем столе. Однако это далеко не так.

База

Давайте разберёмся, что такое программное обеспечение. По сути, оно представляет собой совокупность команд и программного кода, заключенного в графическую оболочку — интерфейс. Вот только интерфейс бывает разный и зависит непосредственно от приложения и его назначения.

Любое программное обеспечение состоит из файлов, в которых прописаны процедуры и функции, которым следует программа при исполнении.

что такое программное обеспечение

Одной из первых моделей программного обеспечения стала так называемая машина Тьюринга. В 1935 году Алан Тьюринг сформулировал математическую модель, согласно которой некая абстрактная машина, должна была переходить из одного состояния в другое, выполняя элементарные команды из фиксированного набора.

Начнем разбор вопроса о том, что такое программное обеспечение, с его классификации.

Операционная система

Изначально можно выделить различные классы программного обеспечения. Первым и самым основным нужно назвать системное ПО. Интерфейсы, программы и коды без которых невозможно работать на компьютере или другой технике, использующей какую либо программную среду. Это самое необходимое программное обеспечение в вашем персональном компьютере.

классы программного обеспечения

В этом классе можно выделить два важных подраздела:

  1. Базовое программное обеспечение. Оно включает в себя все виды операционных систем, независимо от того, являются ли они официальными или пиратскими, запускаются ли на них общедоступные приложения или исключительно 1-2 прикладные программы, для которых и создавалась эта программная среда. Также к этой группе можно отнести различные эмуляторы и виртуальные машины, позволяющие имитировать различные программные среды.
  2. Отдельной группой стоит сервисное программное обеспечение. Как понятно из названия, оно создано для обслуживания операционной системы и её защиты. К ним можно отнести поисковые системы, антивирусы, а также средства диагностики и устранения неполадок в вашем ПК.

Само по себе, системное ПО — это совокупность различных программ и сред, предназначенных для поддержки работы персонального компьютера и компьютерных сетей. Разработка программного обеспечения этого типа представляет собой долгий и кропотливый процесс, поскольку от него будет зависеть работоспособность рабочего места. Системное ПО выполняет следующие задачи:

  • создание среды для функционирования прикладных программ;
  • поддержка работы ПК и сети;
  • диагностирование и проведение профилактики сбоев ПК и ЛВС;
  • проведение дополнительных поддерживающих операций, таких как архивирование, форматирование, дефрагментация и другие.

Для компьютера

Другое знание, дающее нам возможность разобраться, что такое программное обеспечение, это понимание того, чем разрабатывается ПО. Для этого процесса используется — инструментальное ПО, то есть комплекс программных и аппаратных средств, служащих для написания и компилирования системного кода прикладных утилит.

В инструментальном ПО можно выделить три подгруппы:

  • языки и системы программирования;
  • интегрированные среды программирования;
  • программные комплексы.

Существует великое множество языков программирования, и все они делятся на подгруппы по принципу ориентированности — по сфере решаемых задач готового продукта.

Нельзя не сказать несколько слов и о том, что такое машинно-ориентированные языки программирования. Они служат для написания программного обеспечения не для конечного пользователя, а для создания поддерживающего программного кода непосредственно для аппаратуры. Эти языки позволяют учитывать уникальность архитектуры и принципов работы конкретной ЭВМ или, например, рабочего станка на заводе, не работающего под распространёнными операционными системами.

Для пользователя

Машинно-независимые языки программирования исполняют функцию написания программных кодов, а также прикладных программ для готовых оболочек и операционных систем.

использование программного обеспечения
  • Процедурно-ориентированные языки программирования — это специализированное программное обеспечение. Примеры — Паскаль (Pascal), Бэйсик (Basic). Эти простейшие языки программирования служат для написания элементарных прикладных программ, функций и процедур. А также, для описания алгоритмов решения поставленных задач.
  • Проблемно-ориентированные языки — позволяют решать задачи в более узких конкретных областях программирования, их примерами можно назвать — Лисп, АПЛ.
  • Объектно-ориентированные языки — более современные и удобные средства для создания прикладных приложений и создающие различные виды программного обеспечения для конечного пользователя. Главной их особенностью является возможность делать готовые элементы приложения, такие как диалоговые окна, поля для заполнения, кнопки. Для иллюстрации можно назвать такие языки, как С++ и Visual Basic.

С чем мы работаем

Последним классом является прикладное программное обеспечения. Если вы внимательно читали статью, то уже должны были догадаться, что это ничто иное, как те программы, приложения и игры, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Но даже такое простейшее понятие специалисты подразделяют на подклассы.

программное обеспечение примеры
  1. Пожалуй, самая распространённая категория приложений — это мультимедиа. Т. е. программы воспроизведения видео, аудио, игры. Всё то, что служит для развлечения конечного пользователя. Таким образом, одно из величайших изобретений человечества из рабочего научного инструмента превратилось в средство развлечения широкой публики.
  2. Информационно-поисковое ПО. Как понимаете, это различные браузеры и клиенты интернет-технологии, предназначенные для получения информации из мировой сети.
  3. Общего назначения. Это виды программного обеспечения, используемого в обычной жизни исключительно по необходимости. Это графические и текстовые редакторы, почтовые сервисы, базы данных.
  4. Проблемно-ориентированное. Например, экспертные системы или системы аудио- и видеоконференций.
  5. Программные среды профессионального уровня. Это бухгалтерские и педагогические системы, системы контроля управления доступа.

Наглядный пример

Узнав, что такое программное обеспечение, рассмотрим некоторые реальные примеры программ и приложений, с которыми мы можем столкнуться в реальной жизни.

установка программного обеспечения
  • 1C Бухгалтерия. Яркий пример профессионального ПО, служащего для работы с бухгалтерией, правовой областью и ещё множеством поддерживаемых и смежных областей.
  • Microsof Office Word. Самый понятный и доступный пример ПО общего назначения. Практически каждый в своей жизни запускал этот пакет программ для составления резюме, реферата или отчета.
  • Microsof Office Access. Простейшая реализация базы данных, также являющееся ПО общего назначения.
  • О категории мультимедиа слышали все. Это всем известный Windows Media Player, способный проигрывать как аудио-, так и видеофайлы.
  • Photoshop — очередной пример ПО общего назначения. Являясь профессиональным графическим редактором, используемым во многих полиграфических фирмах, также относится к программной среде профессионального уровня.
  • Если говорить о ПО общего назначения, то с ним сталкивался каждый человек, хоть раз запускавший компьютер. Это всем известный Windows.

Всё это — очень распространённое программное обеспечение. Примеры других программ приводить не имеет смысла. В наше время, когда разработкой приложений может заняться даже ребёнок, скачать любое из них по своему вкусу, на замену известным брендам, может каждый пользователь.

Инсталляция

Установка программного обеспечения в большинстве случаев не вызовет затруднений у обычного пользователя. Большинство приложений, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, специально ориентированы на непосвященного пользователя. В готовую программу вшивается специальный модуль — инсталлятор.

виды программного обеспечения

Когда вы вставляете диск с ПО в дисковод, происходит автозапуск программы установки. Переходя по диалоговым окнам, вы выбираете путь на жестком диске, куда будет установлено ПО. Если это поддерживающее обеспечение для вашей операционной системы, то оно будет автоматически установлено в необходимую папку.

Некоторое ПО, например необходимое для разработки приложений, не требует установки. Запускается рабочий ярлык в папке программы, а вслед за ним и средство разработки.

Установка программного обеспечения для некоторых аппаратных средств ПК, таких как материнская плата или БИОС, может потребовать специальных навыков и профессиональных знаний, поэтому не стесняйтесь в таких случаях вызывать специалиста.

Творение

Разработка программного обеспечения проходит в несколько этапов.

разработка программного обеспечения
  • Начальная стадия — это этап появления и реализации идеи. Создание дизайна будущего приложения, а также его функционала.
  • Альфа-тестирование — процесс внутреннего тестирования. Его и добавление каких-либо функций проводят внутри ограниченного круга людей, обычно разработчиков или близких к ним людей.
  • Бета-тестирование проводят среди потребителей по решению производителя. Это процесс отладки программы.
  • Релиз-кандидат. Программа, прошедшая все стадии тестирования, с найденными и исправленными критическими ошибками. Практически готовое приложение к релизу.
  • И, наконец, релиз. Готовый к выпуску и тиражированию продукт.
  • Последний этап, который продолжает длиться после выпуска — программная поддержка и сопровождение приложения.

Выводы

Итак, как вы теперь понимаете, разработка и использование программного обеспечения, является неотделимой частью нашей повседневной жизни. Казалось бы, совершая простейшие действия за персональным компьютером, мы каждый день сталкиваемся с самым различным ПО, созданным путём кропотливой работы специалистов специально для пользователей. Классификация программ и приложений настолько широка, что невозможно с точностью сказать, с чем вы сейчас работаете.

Проприетарное программное обеспечение — Википедия

Проприета́рное програ́ммное обеспе́чение, несвобо́дное программное обеспечение (англ. proprietary software; от proprietary «частное[1], патентованное[1], в составе собственности[1]» + software «программное обеспечение») — программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО (наличия открытого программного кода недостаточно). Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Обычно проприетарным называют любое несвободное ПО, включая полусвободное.

Рассматриваемое понятие не связано напрямую с понятием коммерческого программного обеспечения[2].

Слова англ. proprietary software обозначают программное обеспечение, которое имеет собственника, осуществляющего контроль над этим программным обеспечением. Таким образом, это выражение может быть применено ко всему программному обеспечению, которое не находится в общественном использовании. Однако слово proprietary иногда используется в рекламе как «владение монопольными правами на что-нибудь». Так и Фонд свободного программного обеспечения использует термин для выделения того, что собственник является основным фактором, в контрасте со свободным ПО, где этим фактором является свобода компьютерных пользователей.

Термин «проприетарное программное обеспечение» используется FSF (фондом свободного ПО) для определения программного обеспечения, которое с позиции Фонда не является свободным.[3].

Полусвободное программное обеспечение[править | править код]

Свободное ПО, которое разрешает практически неограниченное использование, распространение и изменение (в том числе с распространением изменённых версий) ПО в некоммерческих целях, Фонд СПО ранее называл полусвободным[3]. Как и Open Source Initiative и Debian, Фонд СПО считал данные условия неприемлемыми для свободного ПО, но отличал полусвободное ПО от собственнического. «Проприетарное ПО» и «полусвободное ПО» вместе назывались «несвободным ПО». Позже FSF отказался от понятия «полусвободного ПО» и начал использовать термин «проприетарное ПО» для всего несвободного ПО[3].

Предотвращение использования, копирования или модификации могут быть достигнуты правовыми и/или техническими средствами.

Технические средства включают в себя выпуск только машинно-читаемых двоичных файлов, ограничение доступа к читаемому человеком исходному коду (закрытый исходный код), затруднение использования собственноручно сделанных копий. Доступ к закрытому коду обычно имеют сотрудники компании-разработчика, но могут применяться и более гибкие условия ограничения доступа, в которых предоставление исходного кода разрешено партнёрам компании, техническим аудиторам или другим лицам в соответствии с политикой компании.

Правовые средства могут включать в себя коммерческую тайну, авторское право и патенты.

Правовая охрана[править | править код]

Правовая охрана компьютерных программ возможна по двум разным правовым режимам — режимом, применяемым к литературным произведениям, и режимом, применяемым к патентам. В первом случае программа идентифицируется (и охраняется) по тексту кода, во втором — по критериям патентоспособности, применяемым для изобретений (то есть нужно доказать «инновационность», «оригинальность» и «неочевидность», а также возможность решения существующей технической проблемы и коммерческую пригодность).[4]

Правовая охрана компьютерных программ основывается на положениях ряда международных соглашений и конвенций. Впрочем, почти все они в той или иной степени (как то Парижская, Бернская, Римская конвенции и Вашингтонский договор) инкорпорированы[5] в тексте Соглашения ТРИПС, администрируемом Всемирной торговой организацией. Соглашение ТРИПС предусматривает, что компьютерные программы охраняются «подобно охране, литературных произведений в соответствии с Бернской конвенцией (1971)». Впрочем, на практике все чаще используется второй режим охраны проприетарного цифрового контента в виде патента (ст. 27 ТРИПС). Например, в США, первый патент на программного обеспечение в США был выдан в 50-х, патент № 3,380,029 от . выданный Мартину Готсу (Martin A. Goetz)[6]. Однако полноценная правовая доктрина патентования компьютерных программ в США была сформирована лишь в 1980-х в результате ряда судебных прецедентов (Gottschallk v. Benson; Diamond v. Diehr.), которые выработали специальные критерии, применимые для патентования компьютерных программ. До этого времени нельзя говорить о патентовании компьютерных программ в США как об отлаженной процедуре. Одним из последних патентов на компьютерную программу был патент, выданный 6 января . № US 9,230,358 B2, которым охраняется метод, система и компьютерная программа визуализации виджетов.[6] В ЕС патентование компьютерных программ основано на положении ЕПК, которое было уточнено рядом решений Европейского патентного офиса.[6] В деле № T258/03 (Hitachi / Auction method) от 21.04.2004 г. Апелляционная палата Европейского патентного офиса указала, что ст. 52 (1) и 52 (2) ЕПК не запрещает патентование компьютерных программ, однако не каждое «техническое решение» может быть запатентовано. По мнению представителей патентного офиса, применение «технических средств» для решения проблемы вполне понятно, однако предполагает необходимость дополнения «технического решения» «инновационным».

Типичные ограничения проприетарного ПО[править | править код]

Существует большое количество различных бизнес-моделей, и компании, занимающиеся разработкой проприетарного программного обеспечения, составляют собственные лицензионные соглашения в соответствии с ними. Наиболее типичные ограничения проприетарного ПО приведены ниже.

Ограничение на коммерческое использование[править | править код]

Существует огромное количество программных продуктов, разрешающих бесплатное использование в некоммерческих целях для частных лиц, медицинских и учебных заведений, для некоммерческих организаций и т. д., однако они требуют оплаты в случае использования программного продукта с целью извлечения прибыли. Такое программное обеспечение очень популярно и широко используется, а за счёт своей бесплатности имеет хорошую техническую поддержку со стороны специалистов, у которых отсутствует необходимость дополнительных затрат на обучение.

Ограничение на распространение[править | править код]

Этот вид ограничений сопровождает обычно крупные программные проекты, когда правообладатель требует оплаты за каждую копию программы. Обычно с таким ограничением используются программные продукты, ориентированные на узкий «профессиональный» сегмент рынка или у программного обеспечения, требующегося большому числу пользователей. Примером может служить пакет программ Adobe CS6 или операционная система Windows 8.

Ограничение на изучение, модификацию и т. п.[править | править код]

Этот вид ограничения используется только в программных пакетах с закрытыми исходными кодами и может запрещать или ограничивать любую модификацию программного кода, дизассемблирование и декомпиляцию.

По правовым и техническим причинам ПО по умолчанию обычно является проприетарным.

Законы об авторском праве действует по умолчанию, делая нетривиальные произведения проприетарными.

ПО на компилируемых языках используется в виде, не предназначенном для редактирования, то есть без исходных текстов. Автор может не распространять исходные тексты по привычке или считать их недостаточно качественными, чтобы их показывать.

Из-за разнообразия лицензий автору может быть трудно выбрать лучшую.

Среди сторонников свободного ПО существуют различные мнения о важности свобод пользователя по отношению к ПО, которое исполняется только на удалённой системе (серверное ПО, которое не подпадало под копилефтные условия GNU GPL, из-за чего появилась Affero GPL), или как будто «в Интернете», но на самом деле каждый раз загружается для исполнения в компьютер пользователя (например, скрипты с веб-сайтов, занимающие порой сотни килобайтов при нечитаемо укороченных именах функций),[7] или алгоритмам, реализованным в виде аппаратного обеспечения (что уменьшает долю обычного несвободного ПО, но не делает свободнее его пользователя).[8] См. GNU AGPL, открытое аппаратное обеспечение, GNUzilla (веб-браузер с дополнением, блокирующим выполнение нетривиальных несвободных JavaScript‐программ).

Образовательное программное обеспечение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Образовательное программное обеспечение — вид программного обеспечения, главным назначением которого является обучение или развитие некоторых навыков. Принципы обучения, применённые в таких программах, могут быть совершенно различными. Это может быть: игра, тест, среда программирования и т. д. Возрастная аудитория пользователей такого программного обеспечения занимает широчайший диапазон (от 3 лет и выше).

1940—1970[править | править код]

История создания образовательного программного обеспечения (ПО) берёт своё начало с 40-х годов XX века, когда американские разработчики симуляторов полёта использовали аналоговый компьютер для создания эмуляции показаний бортовых систем самолёта. До середины 70-х годов образовательное ПО напрямую было связано с мейнфреймами, на которых оно и выполнялось. В эти годы основоположниками образовательных компьютерных систем были: система PLATO (1960), разработанная в Университете Иллинойса, и система TICCIT (1969). Стоимость этих ранних терминалов превышала 10.000 долларов, и институты не могли себе позволить приобрести их из-за высокой цены. Языки программирования того времени, такие как BASIC и Logo, тоже можно рассматривать как образовательные системы, рассчитанные на студентов и начинающих пользователей компьютеров. Система PLATO IV, созданная в 1972 году, имела ряд функций, которые позднее стали неким стандартом в образовательном ПО для персональных компьютеров: растровые изображения, звуковое сопровождение, неклавиатурные устройства ввода, включая сенсорный экран.

1970—1980[править | править код]

Создание первых персональных компьютеров, таких как Altair 8800, созданный в 1975 году, оказало огромное влияние на программное обеспечение, и образовательное в частности. Если до 1975 года пользователи могли получить доступ к компьютеру только в вычислительных центрах или университетах, то после появления Altair 8800 компьютеры появились в домах и школах. Рыночная стоимость Altair 8800 в то время не превышала 2000 долларов.

К началу 80-х годов доступность персональных компьютеров, в том числе Commodore PET и Apple II, привела к созданию компаний и некоммерческих структур, специализирующихся на образовательном ПО. Ключевыми компаниями на тот период были Brøderbund и The Learning Company. Из некоммерческих организаций — MECC. Эти и другие компании разработали целый спектр всевозможного образовательного ПО, первоначально написанного для компьютеров Apple II.

Образовательные программы для детей и домашнего использования[править | править код]

Gcompris screenshots.png

Начиная с середины 90-х годов количество программ разработанных в этом направлении исчисляется тысячами. Обычно такое ПО имеет элементы развлекательности, игры.

Примером таких программ может служить GCompris.

Школьное программное обеспечение[править | править код]

Gcompris screenshots.png Меню научных и образовательных приложений в Edubuntu 12.04

Этот тип образовательного ПО предназначен для использования в учебных классах. Обычно такое ПО создаётся с учётом удобства его отображения проектором на экране и использования в сети компьютеров.

Примером таких программ может служить Виртуоз Школьник.

Интерактивные образовательные среды[править | править код]

Этот тип образовательного ПО позволяют ставить виртуальные эксперименты, и на собственном опыте открывать закономерности и проверять гипотезы.

К таким программам можно отнести:

  • программы динамической геометрии
  • программы для построения и исследования графиков функций
  • физические конструкторы
  • эмуляторы работы в среде Windows, Word, Photoshop и др. на примере программы TeachPro

Системы контроля знаний[править | править код]

Проверка полученных знаний является составной частью обучения. Средства проверки знаний имеются в составе большинства обучающих программ. Имеется также ПО, специализированное на проверке знаний. Одним из пакетов такого ПО является серверная система WeBWorK[en]. Система WeBWorK предназначена для доставки через сеть интернет и онлайн проверки домашних заданий по математике и близким к ней дисциплинам. Имеет развитый программируемый интерфейс TeX(MathJax) для отображения задач (формулы, матрицы, программно формируемые графики, аудиоролики, простое видео и интерактивные Flash-аплеты). Принимает разнообразный ввод от обучающихся, как традиционный в виде выбора из списков и установления соответствия между списками, так и разнообразные поля ввода (одиночные и множественные, в том числе и в виде матриц). Допускает ввод вещественных и комплексных чисел, функций, интервалов, отметку точек на графике, и взаимодействия с Flash-аплетами через мышь и клавиатуру.

Система WeBWorK предусматривает программируемую проверку ввода от обучающихся, что позволяет реализовывать сколь угодно сложные и разветвлённые многошаговые алгоритмы проверки.

WeBWorK имеет открытый программный код, поддерживаемый группой назависимых разработчиков из нескольких университетов США. Применяется во многих университетах Северной Америки. В России система WeBWorK малоизвестна, хотя имеет встроенные средства интернационализации интерфейса.

Портал:Свободное программное обеспечение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску править 

Свободное программное обеспечение

Аспекты свободного ПО

Введение

Лицензии

Программное обеспечение
Открытые лицензии
Закрытые лицензии
X.Org Logo.svg
Свободное содержание
Право

Стандартизация

Организации

Люди

Белендорф, Брайан | Кокс, Алан | Фиш, Фред (en) | Фридман, Нэт (en) | Мигель де Иказа | Кнут, Дональд Эрвин | Лессиг, Лоуренс | Моглен, Эбен | Мердок, Ян | Перенс, Брюс | Тэо де Раадт | Рэймонд, Эрик Стивен | Тим О’Рейлли | Столлман, Ричард Мэттью | Торвальдс, Линус | Триджелл, Эндрю | Уэйлс, Джимми Донал | Уолл, Ларри | Завински, Джейми (en)

Культура

Открытое содержание

Открытое программное обеспечение как деловая модель

Свободное содержание и общество

Культура и история сообщества открытого исходного кода

Открытое исходное обеспечение в других областях

Примеры

✯ Избранные статьи ✰ Хорошие статьи −✰ Лишённые статуса править 

Свободное программное обеспечение в других проектах Викимедиа

Leave a comment