Википедия изображения: Изображение — Википедия – Википедия:Иллюстрирование — Википедия

Содержание

Википедия:Источники изображений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

↱
Источники, изображения из которых можно использовать «свободно»

Существует общий сервер Викисклад (англ. Wikimedia Commons). Расположенные на нём изображения можно использовать во всех языковых версиях, не загружая их в эти версии отдельно. Свободные изображения также желательно загружать на него, чтобы их могли использовать участники других разделов.

Специальные поисковики и универсальные базы изображений[править код]

  • search.creativecommons.org Специальный поисковик для изображений под лицензиями Creative Commons. Ищет картинки по заданному слову на Flickr, Google Images и во многих других местах. Найдя изображение, надо проверить, какая именно лицензия СС дана к нему. Не забывайте, что в Википедии допускаются не все виды лицензий CC; разрешены только лицензии CC-BY, CC-SA, CC-BY-SA.
  • Flickr. Огромная база изображений, загружаемых пользователями. Есть специальная опция, позволяющая искать только изображения под лицензиями Creative Commons. Для этого надо перейти на страницу advanced search (ссылка), внизу вертикального списка опций поиска найти логотип Creative Commons, поставить галочки во все три окошка напротив логотипа («Only search within Creative Commons-licensed content», «Find content to use commercially», «Find content to modify, adapt, or build upon»), после этого поисковик будет выдавать только то, что разрешено использовать в Википедии (изображения с лицензиями CC-BY, CC-SA, CC-BY-SA).
  • YouTube. Крупнейшая база видеороликов, загружаемых пользователями. Сервис позволяет загружать видео по лицензии CC-BY 3.0, если в нём нет автоматически определяемого сервисом защищённого контента (музыкальные треки, фрагменты фильмов и т. п.). Есть специальная опция, позволяющая искать только видеозаписи под лицензией Creative Commons. Для этого необходимо в строке поиска ввести запрос, после этого нажать кнопку «Фильтры» и в выпадающем меню в разделе «Особенности» выбрать «Лицензия Creative Commons». В описании видеороликов в поле лицезия должно быть указано Лицензия Creative Commons — Attribution (разрешено повторное использование). Скачать видео с сервиса или сделать скриншот можно с помощью сторонних утилит или плагинов для браузера, также можно сделать скриншот из видео кнопкой PrintScreen на клавиатуре.
  • MorgueFile. Несмотря на мрачное название, это полезный источник изображений с редким типом свободной лицензии morgueFile (текст лицензии). Эта удивительная лицензия требует от пользователя хотя бы чуть-чуть изменить изображение (обрезать, отрегулировать контрастность и т. д.), после чего оно превращается в свободное (загружается под шаблоном PD-author, не забудьте прямо в шаблоне указать ссылку на изображение и имя автора). В настоящий момент в базе около 200 тыс. фотографий на самые разные темы.
  • publicdomainpictures.net. 200 000 авторских изображений в общественном достоянии, распределённых по категориям.
  • Edwards US Air Force Base (военно-воздушная база «Эдвардс») содержит фотогалерею, в которую включены, помимо прочего, изображения авиатехники. Согласно Disclaimer информация, размещённая на сайте, является публичной (public information) и может распространяться и копироваться со ссылкой на источник.
  • Aviation photographs by photographer — Категория на Викискладе, в которой перечислены фотографы распространяющие свои работы под свободными лицензиями. У каждого автора в шаблоне указано на каких именно сайтах выложены их работы.
  • Chandra X-Ray Observatory (англ.) — согласно Conditions of Use of Images, Products or Technologies (materials) материалы сайта могут быть использованы в некоммерческих и public information целях. При использовании необходима ссылка на источник: «NASA/CXC/SAO»
  • Hubble Telescope Site (англ.) — согласно Copyright Notice материалы, размещенные на сайте, созданы в рамках контракта NASA NAS5-26555, и, если не отмечено иного, имеют статус Public Domain, однако, при использовании необходима ссылка на источник.
  • Jet Propulsion Laboratory (англ.) — согласно JPL Image Policy, если не отмечено иного, можно использовать все изображения с указанием источника «Courtesy NASA/JPL-Caltech» (кроме логотипов JPL и NASA), а также не рекомендуется использовать изображения людей.
  • European Southern Observatory (англ.) — согласно Usage of images, videos and web texts использование изображений этого ресурса разрешено при условии указания авторства и ссылки на фото. Изображения людей и логотипа не разрешено.
  • Perry-Castañeda Library Map Collection (англ.) — Коллекция географических карт The University of Texas at Austin. Согласно Library Web Material Usage Statement можно использовать материалы являющиеся общественным достоянием со ссылкой на библиотеку университета.
  • Public Domain Spain Pictures — Public Domain Spain Photo Gallery, Public domain pictures of Spain, Copyrights-free photo archive containing the collection of free, public domain images and photos of Spain — Испания.
  • OpenStreetMap — свободно редактируемая карта всего мира. OpenStreetMap предоставляет открытые данные, на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 (CC-BY-SA). Имеется экспорт выделенного фрагмента карты в форматы PNG, JPEG, SVG и др.
  • Visible Earth — каталог фотографий Земли NASA. Необходимо указание того, что это изображение сделано NASA, желательно также указать название объекта, изображённого на фотографии и дать ссылку на местонахождение фотографии на сайте http://visibleearth.nasa.gov/. Других ограничений нет.
  • город Минск Минск. Беларусь. Разрешено использовать любые фотографии со ссылкой на источник.
  • The collection of Getty Museum — более 10000 фотографий произведений искусства музея Гетти в высоком разрешении, доступные для свободного использования[1]. Чтобы загрузить полноразмерное изображение, нужно перейти на страницу произведения и нажать Download. В качестве автора следует указывать Digital image courtesy of the Getty’s Open Content Program. Кроме того, есть поиск по свободным изображениям музея: Getty Search Gateway
  • http://www.adamsguns.com — Американский сайт, посвященный продаже коллекционного огнестрельного оружия. Владелец сайта разрешает использование изображений с него, при условии указания ссылки на сайт. Пример оформления изображений с этого сайта [1].

Светская хроника, знаменитости[править код]

  • Thebestphotos.ru. Много фотографий деятелей российского шоу-бизнеса. Получено разрешение на использование в Википедии фотографий с разрешением не более 300х300 пикселов под лицензией CY-BY-SA. Просьба указывать наличие тикета — (OTRS|2010111910000031)[2]. С сайта можно брать любые фотографии, если на них стоит логотип сайта (значит все права принадлежат им и могут быть переданы). Логотип сайта по периметру снимка нужно обрезать. Пример оформления изображения [2].

Средневековые надгробия[править код]

  • EffigiesAndBrasses.com — Коллекция более 2,500 изображений надгробий с XII по XV века, находящихся в свободном доступе (также несвободные изображения в виде ссылки ведущей на другой сайт). Удобная и продуманная система поиска (можно искать по странам, годам, роду занятий умершего и т. д.). Источник по средневековому костюму и доспехам, для каждого изображения указан источник получения. При копировании ссылка на ресурс необязательна, см. здесь
  • infojd.ru — сайт о железной дороге Сергея Болашенко, содержащий более 150.000 авторских фотографий железнодорожных и трамвайных линий, рельсовых транспортных средств и инфраструктуры. Разрешено использование материалов сайта по лицензиям CC-BY-SA 3.0 и GNU FDL, за исключением географических карт, схем и фрагментов публикаций в периодической печати (имеется разрешение OTRS #2010050510008099). Рекомендуется загружать изображения на Викисклад с использованием шаблона лицезии {{Infojd.ru}} или {{Bolashenko}}.
  • TrainPix — фотогалерея железнодорожного подвижного состава. Можно брать фотографии, в описании которых в поле «Лицензия» указано «by», «by-sa» или «zero» (соответствует лицензиям CC-BY 3.0, CC-BY-SA 3.0 и CC-Zero). Встроенного поиска по лицензии на сайте нет, для поиска можно использовать сервис Google или Google Картинки с фильтром по сайту и тегом лицензий (пример запросов для by, by-sa и zero или с фильтрацией несвободных лицензий). Фото с лицензиями, в названии которых присутствуют сокращения «nc» или «nd», могут использоваться в Википедии только как несвободные. Также если вы нашли свободное изображение, с большой вероятностью вы сможете найти другие свободные, загруженные тем же пользователем (для этого надо открыть профиль загрузившего пользователя и просмотреть сделанные фото).
  • wiki.nashtransport.ru — русскоязычная вики-энциклопедия о транспорте, содержимое доступно по лицензии CC-BY 3.0. Содержит большое количество изображений подвижного состава, станций и транспортной инфраструктуры. Некоторые изображения с сайта, такие как сканы из книг, де-факто не являются свободными, и в общем случае использовать их как «свободные» в Википедии нельзя.

Разнообразная тематика[править код]

  • 500px.com — фотобанк, часть работ из которого доступны по лицензиям CC-BY 3.0 и CC-BY-SA 3.0
  • LibreShot.com — Бесплатные фотографии для коммерческого и некоммерческого использования. Creative Commons (CC BY-SA 2.0).
  • Pixabay.com — Ищите качественные общедоступные фотографии без каких-либо ограничений (Public domain images without any limitations — for private and commercial use)
  • TotallyFreeImages.com — Более 400.000 совершенно бесплатных картинок
  • ru.tOrange.biz — Русскоязычная версия бесплатного фотобанка tOrange.biz. Более 40.000 авторских фотографий на условиях лицензии CC BY 4.0
  • Фотографии на самые разные темы есть на следующих англоязычных сайтах:
    • Flickr (CC-BY-2.0 и CC-BY-SA-2.0)
    • openphoto.net
    • sxc.hu
    • с этих сайтов можно брать фотографии, распространяемые по лицензиям cc-by, cc-sa, cc-by-sa, или у которых указано «no restrictions». Лицензии, в названии которых присутствуют сокращения «NC» или «ND», в качестве свободных с Википедией несовместимы.
  • everystockphoto (англ.)
  • kavewall.com (англ.)
  • http://cc.aljazeera.net/ (англ.) СС-репозиторий телекомпании Аль-Джазира
  • Всемирная цифровая библиотека
  • www.kremlin.ru — сайт президента России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{Kremlin.ru}}. Также можно ознакомиться с Цифровой копией подтверждающего письма Администрации Президента России.
  • government.ru — сайт Правительства России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{government.ru}}
  • premier.gov.ru — сайт Премьер-министра России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{premier.gov.ru}}
  • mos.ru — сайт Правительства Москвы. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{Mos.ru}}
  • Picdrome.com — общедоступные фотографии (Public Domain)
  • Barnimages — коллекция фотографий, распространяемых по свободной лицензии (CC0)
  • Викимапия — фотографии к объектам, добавленные пользователями, доступны по лицензии CC-BY-SA 3.0 (условия использования)
  • rtyva.ru — официальный портал Тывы
  • Photostockeditor.com — общедоступные фотографи.
  • freejpg.com.ar — бесплатный банк изображений.

Каталоги бесплатных фотобанков[править код]

  1. ↑ Open Content Program (The Getty) (англ.). Дата обращения 14 ноября 2013.
  2. ↑ Для этого необходимо: после загрузки фотографии на Викисклад перейти на страницу изображения на Викискладе, отредактировать раздел Summary и в поле permission добавить {{PermissionOTRS|id=2010111910000031}}

Википедия:Правила использования изображений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Данная страница определяет действия по загрузке, описанию и использованию файлов (в первую очередь изображений) на страницах русской Википедии с точки зрения соблюдения лицензионной политики Фонда Викимедиа, а также законодательства США (как страны, где размещены серверы проекта) и других стран в области защиты авторских прав.

Базовые положения

↱
  1. Каждый файл должен иметь лицензию, определённую не словесно, но с помощью соответствующего шаблона.
  2. Каждый файл должен иметь проверяемый в любой момент источник, подтверждающий лицензионный статус.
  3. Каждый файл должен иметь данные об авторе (авторах) или обладателе авторских прав.
    • Примечание. Отдельные лицензии позволяют не указывать автора, если он однозначно может быть установлен из текста шаблона лицензии, очевиден из описания изображения или по другим причинам.
  4. Для каждого файла рекомендуется указывать дату создания.
  5. Для каждого файла рекомендуется составлять описание.
  6. Обязанность доказательства справедливости лицензии, указания источника и авторства (при необходимости) лежит на участнике, загрузившем файл. Другие участники могут лишь помочь в составлении описания, подборе лицензии, уточнении источника и авторства.
  7. Файлы без лицензии и/или источника (или лицензия и/или источник которых поставлены под сомнение) подлежат удалению по прошествии семи дней с момента установки специального шаблона-предупреждения, если к этому времени их лицензионный статус не прояснится.
  8. Файлы без данных об авторе (или авторство которых поставлено под сомнение) подлежат удалению по прошествии семи дней с момента установки специального шаблона-предупреждения в случае обоснованности претензий.
  9. Несвободные файлы, не соответствующие критериям добросовестного использования, подлежат удалению по прошествии семи дней с момента установки специального шаблона-предупреждения, если к этому времени не будут внесены соответствующие исправления и/или не будет доказано соответствие файла критериям.
  10. Файлы с сомнительным, недостоверным и/или неэнциклопедическим содержанием могут быть удалены через обсуждение в рамках проекта Википедия:К удалению, а также по критерию быстрого удаления Ф9, если такой файл не используется.
  11. Файлы, попадающее под соответствующие критерии быстрого удаления, могут быть удалены без обсуждения.

Лицензия

  1. Лицензия — определение степени свободы того или иного файла.
  2. Все лицензии файлов могут быть разделены на две основные группы по степени свободы (в первом приближении):
    • (а) Свободные — соответствующие определению свободных произведений культуры. Такие файлы (за исключением отдельных случаев) могут свободно использоваться на любых страницах всех проектов Фонда Викимедиа. Свободными признаются файлы, в отношении которых установлены следующие свободы:
      1. Свобода использования (исполнения), в том числе в коммерческих целях.
      2. Свобода изучения.
      3. Свобода копирования и распространения (включая перераспространение), как целиком, так и фрагментами.
      4. Свобода производных работ.
    На свободные файлы могут быть наложены исключительно следующие требования:
    1. Требование указания авторства.
    2. Требование сохранять вышеуказанные свободы при копировании, распространении и создании производных работ.
    • (б) Несвободные — не соответствующие определению свободных произведений культуры. Такие файлы могут быть использованы в статьях русской Википедии только при соблюдении критериев добросовестного использования.
  3. Свободное произведение культуры должно быть свободным как в США, так и в стране происхождения.
    • Страна происхождения определяется по месту первого обнародования (публикации, выпуска в свет).
    • Если произведение было опубликовано (выпущено в свет) в течение 30 дней с момента первой публикации и в других странах, то они также признаются странами происхождения, при этом общий срок охраны устанавливается по минимальному возможному среди этих стран.
  4. В отношении использования ряда файлов введены отдельные дополнительные ограничения или, наоборот, возможности.
    • Логотипы проектов Фонда Викимедиа (обычно обозначаются шаблоном-лицензией {{CopyrightByWikimedia}}) являются несвободными файлами, однако фонд разрешает их использование, распространение и создание производных работ в пределах проектов фонда. Использование собственно логотипа фонда строго ограничено, а создание производных работ на его основе требует разрешения.
    • Прочие (как свободные, так и несвободные) логотипы должны использоваться контекстно, дабы не нарушать законодательство в области товарных знаков (см. также {{Trademark}}).
    • Символика нацистской Германии, партии НСДАП и приближенных к ней организаций должна использоваться контекстно. Злоупотребление соответствующей символикой может повлечь юридическое преследование проекта (см. также commons:Template:Nazi symbol и АК:315).

Источник

  1. Источник должен не просто указывать на происхождение файла, но доказывать обоснованность выставляемой лицензии и других сведений о файле.
  2. Требование указания источника не должно восприниматься как необходимость указания определённого http-адреса. Текстовые описания источника не запрещены, более того, в отдельных случаях, они могут быть более предпочтительны.
  3. Запрещено указывать другие проекты Фонда Викимедиа в качестве основного источника файла («Избегайте самоцитирования» — Avoid self-references (англ.)).
    • Исключение: свободные файлы, созданные участниками соответствующих проектов.
    • Примечание: в прочих случаях страницы проектов фонда могут быть указаны только как вторичный источник.
  4. Запрещено указывать в качестве источника специальные службы по поиску и хранению файлов (изображений), если они не выдают информацию о правовом статусе найденных и хранимых файлов.

Рекомендации по указанию источника

  1. Если произведение выполнено непосредственно участником русской Википедии и загружено им же, то в качестве источника принимается текстовое описание собственная работа и соответствующий шаблон-лицензия группы -self или -user.
  2. Если произведение выполнено другим участником любого проекта Фонда Викимедиа, то в качестве источника принимается внутренняя или внешняя ссылка на соответствующую страницу описания изображения и соответствующий шаблон-лицензия группы -user.
    • Если файл был взят из другого проекта Фонда Викимедиа, то Внешнюю ссылку на файл, взятый из другого проекта фонда, лучше давать с помощью механизма викиссылок и префиксов проектов (см. Википедия:Интервики), нежели с помощью http-ссылки.
  3. Если файл был взят из сети Интернет, то рекомендуется давать ссылку на страницу с его описанием, а не прямую ссылку непосредственно на файл или ссылку на сайт (на главную страницу).
    • Например, для файла Файл:Ivan the Terra Bus.jpg следующие указания будут приемлемы/неприемлемы:
      • Flickr — неприемлемо;
      • [http://www.flickr.com] — неприемлемо;
      • [http://flickr.com/photos/elisfanclub/1554920381/] — практически идеально, ибо сразу видны автор изображения, условия распространения и дата создания;
      • [http://farm3.static.flickr.com/2303/1554920381_c1f00c0ca9_o.jpg] — неприемлемо.
  4. Если свободный файл был взят из источника, не имеющего явного указания на свободную лицензию, то его публикацию под свободной лицензией следует подтвердить через пересылку соответствующего разрешения от автора (правообладателя) в систему OTRS.
  5. В общем, не запрещено указывать в качестве источника бумажный или электронный (но не подключённый к Интернету) источник. Однако, необходимо понимать, что малораспространённый источник может вызвать справедливые претензии других участников, вследствие чего файл может быть удалён, как имеющий сомнительный источник.
  6. Если файл представляет собой обложку, плакат, кадр или скриншот, то текстовое описание с викиссылкой на соответствующую статью в качестве источника даже более приемлемо, чем внешняя интернет-ссылка.
    • Например:
      • Обложка романа «[[Гарри Поттер и узник Азкабана]]» [[Дж. К. Роулинг]] издательства [[Росмэн]]
      • Кадр из кинофильма «[[Терминатор (фильм)|Терминатор]]»
      • Скриншот игры «[[Тетрис]]» от фирмы [[Atari]]
  7. Интернет-ссылки, которые перестали работать из-за изменения структуры сайта, закрытия того или иного раздела или сайта в целом, можно попытаться восстановить с помощью службы The Wayback Machine («Машина времени») Архива Интернета. При восстановлении источника с помощью этой службы не следует удалять оригинальный (изначальный).

Поиск источника изображения

В интернете существуют сервисы, позволяющие искать изображения. Это сервисы можно использовать, чтобы удостовериться в правомерности лицензии и описания изображения:

Первые два позволяют искать как по файлу на вашем компьютере, так и по адресу изображения в интернете. Чтобы попытаться найти вероятный дубликат изображения, загруженного в Википедию или любой другой проект Фонда Викимедиа, необходимо скопировать в буфер обмена полный адрес этого изображения, вставить его в поле поиска и нажать кнопку поиска.

Автор

Несмотря на то, что законодательство об авторском праве США не требует обязательного указания имени автора для произведений, перешедших в общественное достояние (см. Attribution (англ.)), и, несмотря на то, что ряд свободных лицензий также не выдвигают такое требование, рекомендуется указывать автора (авторов) и/или обладателя авторских прав во всех случаях, если он известен. Эта рекомендация вызвана не только уважением к соответствующим персоналиям/организациям, но и необходимостью большей совместимости используемых файлов в производных работах, а также с законодательством других стран, где указание имени автора является обязательным.

  1. Лицензии, требующие обязательного указания автора (авторов) и/или обладателя авторских прав:
    • {{GFDL}}, {{CC-BY}} (всех версий), {{CC-BY-SA}} (всех версий), {{Attribution}} — произведения под этими лицензиями не могут быть опубликованы анонимно, поскольку указание авторства является одним из условий свободного распространения и использования.
    • Все лицензии -self и -user вне зависимости от конкретных условий — для произведений под этими лицензиями автор (участник проектов «Фонда Викимедиа») является одновременно источником.
    • Файлы с данными лицензиями, но без указания автора, могут быть удалены как нарушающие авторское право или как нарушающие требование об обязательном указании источника.
  2. Лицензии, где требование об указании автора установлено на уровне законодательства соответствующей страны.
    • {{PD-Old}}, {{PD-Old-100}}, {{PD-Old-70}} (если произведение было впервые обнародовано на территории страны, требующей такого указания, либо автор являлся гражданином такой страны), {{PD-Russia}}, {{PD-Ukraine}}.
    • Необходимо указывать автора во всех случаях, когда он известен. Если автор не известен, желательно подкрепить этот факт соответствующей ссылкой.
  3. Лицензии, прямо допускающие необязательность указания автора:
  4. Лицензии, где вообще (или в большинстве случаев) может отсутствовать понятие «автор»:
    • {{PD-trivial}} — у тривиальных произведений не может быть автора (с точки зрения закона об авторском праве).
    • {{PD-RU-exempt}}, {{PD-UA-exempt}} и т. п. — несмотря на то, что в отдельных случаях автор того или иного государственного (официального) символа известен, законодательство соответствующих стран выводит государственную (официальную) символику из-под действия закона об авторском праве.

Время создания

Рекомендуется указывать дату (год) создания произведения во всех случаях, если она известна. В особенности, когда выставляется лицензия о том, что файл перешёл в общественное достояние в связи с истечением срока охраны авторских прав.

Описание

Рекомендуется составлять для каждого файла минимальное текстовое описание о том, что он из себя представляет, с использованием викиссылок на статьи, где планируется его использовать. Это не только, в ряде случаев, позволит уточнить лицензионный статус, но и, самое главное, даст возможность администраторам и другим участникам оперативно восстановить его на соответствующих страницах, если он был исключён из них случайно, по недоразумению (неясности) или злонамеренно (см. Википедия:Вандализм), либо оперативно удалить его как копию, ухудшенную или несвободную версию другого файла.

См. также

Википедия:Фотографии — Википедия

Некорректное изображение — сильнейшие геометрические искажения из-за близкой съёмки сверхширокоугольным объективом

Иллюстрации в Википедии нужны. Это не только «красиво», но нужно. Иногда картинка в статье значит едва ли не больше, чем текст. Но в отличие от «просто статей», статьи в Википедии — энциклопедические. Именно такими и должны быть фотографии. А это означает:

  • Документальная съёмка с максимумом подробностей
  • Отсутствие права на художественные приёмы (максимум — вы можете выбирать правильные ракурсы и композицию), при условии, что не привносите что-то «своё» в фотографию.
  • Максимальное разрешение (для полиграфической обработки)
  • Минимальный уровень постобработки (учитесь снимать хорошо без последующей обработки напильником)

Из этого вытекают некоторые параметры съёмки (не все они выполнимы, но к ним надо стремиться):

  • Диафрагма в районе f/8-f/13 — увеличивается глубина резкости (за исключением ситуаций, когда боке требуется для отделения объекта от съёмки
  • Теле- (или нормальное) фокусное расстояние (широкоугольные объективы искажают изображение)
  • минимальное ISO (чувствительность)
  • Минимально допустимая выдержка (для отсутствия смаза)
  • Чёткий фокус на объект фотографии
  • Отсутствие посторонних объектов в кадре (включая, особенно, лица людей, если лица не являются объектом съёмки)
  • Отсутствие областей пересвета/недосвета (характерный пример — улица на закате, когда половина домов в глубокой чёрной тени, половина пересвечена падающими под прямым углом солнечными лучами).
  • Честный балланс белого, гамма, насыщенность и контрастность (никаких экспериментов).

Это скучно. Хочется эксперимента, творчества. Но это очень сложно — куда сложнее, чем поймать «живой» ракурс. Нужно не поймать ракурс, а сделать качественную фотографию. Если вы сможете делать хорошие фотографии для Википедии — и творчество вам будет легко доступно.

Бич и катастрофа. 66 % того, что вы увидите, нельзя загружать в Вики. Просто потому, что оно защищено Авторским правом. И не имеет значения, что автор делал это для всей страны, для всех людей в советское время. АП сурово, а внезапно обнаруживающиеся «наследники» совсем не так думают. И закон их поддерживает.

НЕЛЬЗЯ загружать под свободными лицензиями:

  • Фотографии рекламы (даже если она очень хороша или нужна)
  • Фотографии карт, картин, сделаных (примерно) в последние лет 70-100. (Это примерные сроки, точнее см Википедия:Авторское право).
  • СКУЛЬПТУРЫ с аналогичными сроками
  • Фотографии муляжей и диорам (большинство из них сделаны совсем недавно, а значит — АП).

МОЖНО загружать:

  • Фотографии животных и растений (странно, но дизайн животных не защищён Авторским Правом)
  • Фотографии улиц, пейзажей
  • Фотографии предметов быта и инструментов
  • Музейные экспонаты (за исключением «новоделов» вроде реконструкций вроде «жилище древнего человека»)

Фотографирование в музее[править код]

Музеи можно разделить на несколько категорий:

  • С объектами, защищёнными АП (например, музей современной живописи) — нам там делать нечего
  • С объектами, не защищаемыми АП (музей денег или музей минералов), с объектами с истёкшим сроком АП (Эрмитаж, Русский Музей)

По отношению к фотографированию (к счастью, почти все музеи фотографирование разрешают):

  • Запрещающие вспышку и штатив. Увы, к таковым относятся Эрмитаж и Русский Музей.
  • Разрешающие вспышку (Музей Артиллерии, Истории Санкт-Петербурга, ж/д музей и т. д.)

По стилю фотографии:

  • Объёмный крупный план (предметы быта, оружие, награды и т. д.)
  • Пересъёмка плоских изображений (картины, фотографии, иллюстрации)
  • Широко и свехширокоугольные ракурсы (помещения, которые сами по себе музейный экспонат), крупный транспорт (ж/д), орудия, корабли.


Самым приятным объектом для фотографии является скульптура без стеклянной коробки. Этот объект можно снимать (чаще всего) нормальным или теле-объективом, есть свобода выбора равноправных ракурсов, есть элемент творчества, работы со светом, с кадрированием и т. д. Так что начинать лучше всего с скульптуры.

Всё остальное имеет тот или иной уровень дискомфорта (для фотографа и зрителя).

Два синих пятна снизу — блики от окон. Русский Музей, съёмка без вспышки Обратите внимание — блики есть (от вспышки, от лампы), но они все находятся ЗА пределами центральной сабли — то есть после обработки мы получим-таки изображение сабли без бликов Экспонат не получится сфотографировать — стекло режет изображение и от этого избавиться не удастся — можно смело пропускать

Главный враг любого фотографа — стекло. Все интересные экспонаты (за редким исключением) находятся за стеклом. Стекло даёт блики. Для вспышки — очень сильные блики. Более слабые (но не более приятные) блики идут от окон, ламп, соседних витрин (подсветки в витринах) и т. д. Всё это следует учитывать. Вторая проблема стекла — проблема автофокуса. Многие фотоаппараты путаются между «пылью на стекле» и тем, что за стеклом. Особо умные фотоаппараты могут вообще сфокусироваться на отражении.

Кроме того, блики могут появиться и на других поверхностях: на металлических (не страшно), на картинах (плохо).

О съёмках картин мы поговорим отдельно, сначала о борьбе с бликами на стекле.

Итак, главное перед фотографированием — понять, можно ли это снять. Условия успешной съёмки:

  • отсутствие бликов или нахождение из за пределами объекта фотографии.
  • отсутствие углов и соединительных швов на стекле.

Частично проблему бликов можно решить использованием поляризационного фильтра, но это позволяет убрать общую засветку. Отражение лампы и/или солнышка за окном убрать не удастся. (Обратите внимание: поляризационный фильтр «ест» свет, так что придётся либо увеличивать выдержку, либо поднимать чувствительность, либо раскрывать диафрагму — это всё ведёт к ухудшению изображения).

Одной из проблем съёмок являются габариты предметов. Ну невозможно снять в музее военной техники ракетную установку длинною в 20 метров, при условии, что вы находитесь на расстоянии 2 метра от неё и отойти дальше не получается. В принципе, фишай позволяет снять — но это будет изображение очень плохое (из-за геометрических искажений), и даже если его скорректировать — некрасивое (из-за сильно меняющегося фактического разрешения разных фрагментов). В этих условиях надо либо сдаться (да, есть вещи, которые не сфотографировать), либо искать характерные ракурсы. Например, ту же ракету в 20 м можно снять под очень острым углом. Это будет плоховато, но терпимо. Можно снять фрагмент характерного оформления (этого тоже не достаточно, но хоть что-то). Можно сделать панораму — и долго мучительно сводить её. В некоторых случаях всё же проще отступиться.

Ретушь — очень опасный процесс. С одной стороны, хочется поправить изображение (например, убрать неприятный блик с краю), с другой стороны, существует большая вероятность получить вместо оригинальной фотографии, некоторое её подобие. Цель фотографии — документальная, научная. Достоверность изображения является куда более важным фактором, чем «приятность для глаза» (хотя никто не говорит, что неопрятно снятая фотография — хорошо).

Хронология фотографии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хронология основных событий в истории фотографии. Изобретения и открытия, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие технологии.

  • 1801 Немецкий физик Иоганн Риттер открывает ультрафиолетовое излучение, благодаря почернению хлористого серебра[2];
  • 1802 Томас Веджвуд и Хамфри Дэви опубликовали в Лондоне «»;
  • 1814 Хамфри Дэви открыл ещё одну светочувствительную соль серебра — йодистое серебро[4];
  • 1816 Жозеф Нисефор Ньепс получил с помощью камеры-обскуры изображение своего двора на бумаге, пропитанной хлористым серебром[2]. Изображение было негативным, а Ньепс так и не нашёл способа его обращения в позитив[5]. В результате он отказывается от солей серебра в дальнейших изысканиях[6];
  • 1819 Джон Фредерик Вильям Гершель, сын Вильяма Гершеля, открыл способность тиосульфата натрия растворять соли серебра[7][4];
  • 1822 Жозеф Нисефор Ньепс начал опыты с битумом, скопировав этим способом портрет Папы Пия VII. Светочувствительный слой экспонировался контактным способом сквозь оригинал гравюры, без использования камеры-обскуры[8][9];
  • 1824 Жозеф Нисефор Ньепс получил первый светостойкий фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии. Однако из-за хрупкости литографского камня, послужившего подложкой для светочувствительного асфальтового слоя, снимок был уничтожен при попытке печати на бумаге;
  • 1826 Антуан Жером Балар открыл светочувствительность бромида серебра[4];
Жозеф Нисефор Ньепс познакомился в Париже с другим исследователем в области фотографии Жаком Луи Дагером[10];
  • 1827 (по некоторым данным 1826 год) Жозеф Нисефор Ньепс получил на пьютеровой пластинке первый дошедший до наших дней фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии — «Вид из окна в Ле Гра»[11][12][13];
  • 1829 Ньепс и Дагер заключили нотариальное соглашение о совместных работах по усовершенствованию технологии гелиографии[14];
  • 1833 Негативные фотографические изображения удаётся получить на бумаге, пропитанной нитратом серебра, художнику из Бразилии Эркюлю Флорансу[10][15][16];
  • 1835 Фокс Тальбот создал первый бумажный негатив снимка «Окно аббатства Лекок» с помощью миниатюрной камеры-обскуры[12]. В качестве фотоматериала использована бумага, пропитанная нитратом серебра и раствором соли[17];
Дагер открыл возможность проявления скрытого изображения экспонированной посеребрённой пластинки парами нагретой ртути[14];
25 января Тальбот представил в Лондонском королевском обществе технологию калотипии — способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого возможно тиражирование позитивов[21];
Карл Фридрих Гаусс разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах;
Йозеф Максимилиан Пецваль рассчитал объектив с рекордной для тех лет светосилой f/3,7. Это позволило существенно сократить выдержку, упростив портретную съёмку[22];
Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли в Нью-Йорке первое в мире портретное фотоателье[23][24];
23 марта Ричард Берд открывает первое европейское портретное ателье в Лондоне[27];
Людвиг Мозер создал первый стереофотоаппарат для дагеротипных пластинок[29];
Компания Liesegang начинает выпуск первой желатиносеребряной фотобумаги для «дневной» фотопечати — аристотипной[47];
  • 1887 Изобретение Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя, позволившего использовать целлулоид в качестве подложки фотоплёнки[48];
Габриэль Липпман изобрёл липпмановский процесс — «метод фотографического воспроизведения цветов, основанный на интерференции»;
  • 1888 Начинается выпуск бокс-камеры Kodak № 1 для рулонной фотоплёнки и первого централизованного сервиса проявки и печати[* 1]. Камера с отснятой плёнкой отправлялась по почте на завод, откуда высылалась перезаряженной и с комплектом готовых фотографий. Тогда же появился рекламный слоган компании Kodak: «»[46][49];
  • 1889 Поступает в продажу первая рулонная фотоплёнка на целлулоидной подложке производства компании Eastman Company, позднее переименованной в Eastman Kodak;
  • 1890 Немецкий оптик Пауль Рудольф сконструировал первый объектив анастигмат[50];
Фердинанд Хёртер и Чарльз Дриффилд завершили разработку универсальной методики измерения светочувствительности фотоматериалов, заложив основы современной сенситометрии[51];
  • 1891 Альфред Богиш открыл проявляющие вещества метол, глицин и амидол, нашедшие широкое применение в фотографии[52];
  • 1892 Жюль Карпантье выпустил первый фотобинокль — разновидность фотоаппарата для незаметной моментальной съёмки[53];
  • 1893 Британский оптик Гарольд Тейлор запатентовал оптическую систему «Триплет», послужившую основой для многих современных фотообъективов[54];
  • 1897 Фирма Eastman Kodak представила первый складной фотоаппарат карманного размера[53];
Eastman Kodak начал выпуск цветной фотоплёнки «Kodacolor» с лентикулярным линзовым растром[67];
  • 1929 Выпущены первые одноразовые баллоны «Osram Vacublitz» для импульсного освещения в фотографии[68];
  • 1934 Введена немецкая шкала светочувствительности фотоматериалов DIN[51];
Начат выпуск первого фотоаппарата со встроенным пружинным вайндером «Robot I»[69];
  • 1936 Выпущена первая в мире многослойная цветная обращаемая фотоплёнка «Agfacolor Neu»[* 2]. Почти одновременно анонсирован выпуск фотографической версии цветной киноплёнки «Kodachrome» для слайдов[71];
Компания Ihagee выпустила камеру «Кине-Экзакта», которая считается первым в мире серийным малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратом[72];
Хайнц Килфит разработал первый зум-объектив «Фохтлендер-Зумар», пригодный для фотоаппарата[80]
Компания Ciba Geigy наладила выпуск прямопозитивной цветной фотобумаги «Cibachrome» со стойкими к выцветанию азокрасителями;
Polaroid начал выпуск первых «интегральных» комплектов типа SX-70 одноступенного фотопроцесса, проявляющихся полностью автоматически;
В фотоаппарате «Nikon FA» впервые реализован режим оценочного замера экспозиции с помощью сенсора, состоящего из пяти независимых сегментов[86];

Цифровая эпоха в фотографии: XX—XXI век[править | править код]

  • 1969 Исследователи из Bell Laboratories — Уиллард Бойл и Джордж Смит сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений[89];
  • 1970 Ученые из Bell Labs создали прототип видеофотоаппарата на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов;
  • 1972 Компания Texas Instruments запатентовала устройство под названием «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». В качестве чувствительного элемента в нём использовалась ПЗС-матрица, изображения хранились на магнитной ленте, а воспроизведение происходило через телевизор;
  • 1973 Компания Fairchild начала промышленный выпуск чёрно-белых ПЗС-матриц разрешением 100×100 пикселей[22];
  • 1974 При помощи ПЗС-матрицы и телескопа была получена первая астрономическая электронная фотография. В том же году Гил Амелио (Gil Amelio), также работавший в Bell Labs, разработал технологический процесс производства ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом оборудовании. После этого их распространение пошло намного быстрее;
  • 1975 Инженер Стивен Сассон (англ. Steve J. Sasson) работавший в компании Kodak создал первый цифровой фотоаппарат, основанный на ПЗС-матрице производства Fairchild[90]. Камера весила почти три килограмма и позволяла записывать снимки размером 100×100 пикселей на магнитную ленту компакт-кассеты[91][92];
В СССР производят ПЗС под руководством Бориса Седунова[источник не указан 2193 дня];
  • 1981 Sony выпускает экспериментальный видеофотоаппарат Sony Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать историю бесплёночной фотографии;
В канадском университете Калгари разработана первая полностью цифровая «All-Sky camera», предназначенная для регистрации полярного сияния[93];
  • 1982 Для передачи новостных снимков на расстояние впервые использован фильм-сканер, разработанный «Кодаком»[94]. Это позволило сократить время доставки, исключив печать позитива, необходимую до этого при использовании фототелеграфа. Кроме того, сканирование негатива стало первым этапом цифровой фотографии, позволив редактировать изображение при помощи компьютера;
  • 1984 Во время Олимпиады в Лос-Анджелесе корреспондент японской газеты «Yomiuri Shimbun» впервые передал фотографии соревнований по телефонной линии сразу после съёмки, минуя проявку и сканирование негатива[95]. Для этого использовался новейший бесплёночный видеофотоаппарат «Canon RC-701»[96];
  • 1986 Eastman Kodak ввёл в обиход термин «мегапиксель», создав промышленный образец монохромной ПЗС-матрицы с разрешением 1,4 мегапикселя;
  • 1988 Увидела свет первая версия графического редактора Adobe Photoshop;
  • 1990 Поступил в продажу чёрно-белый цифровой фотоаппарат Dycam Model 1 с разрешением 376×240 пикселей и 1 мегабайтом встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков[22];
Eastman Kodak выпустил на рынок систему Photo CD для хранения цифровых фотографий;
  • 1991 Kodak совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DCS100 на основе камеры Nikon F3[97]. Запись происходила на жесткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг;
Компания «Leaf» создала первый цифровой задник для среднеформатных зеркальных фотоаппаратов. Задник оснащён квадратной чёрно-белой матрицей разрешением 4 мегапикселя, и позволяет создавать цветные фотографии неподвижных объектов при помощи последовательных экспозиций через три светофильтра[98];
  • 1997 Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель для непрофессиональных камер: выпущены фотоаппараты «FujiFilm DS-300» (1,3-мегапикселя) и «Olympus C-1400L» (1,4 мегапикселя)[104];
  • 2000 Компания SoftBank выпустила первый камерафон «J-SH04», способный передавать цифровые фотографии по беспроводным сетям[105];
  • 2002 Корпорация Sigma выпускает камеру SD9 c первой трёхслойной матрицей типа Foveon;
Начинается выпуск первого серийного фотоаппарата «Canon EOS-1Ds» с «полнокадровой» матрицей размера 24×36 мм[106];
  • 2003 Компаниями Olympus и Kodak представлен стандарт 4:3[107], предложенный в качестве универсального для цифровой фотоаппаратуры, и выпущена камера Olympus E-1 под этот стандарт;
Начало выпуска фотоаппарата «Canon EOS 300D», цена которого впервые для цифровых зеркальных камер оказалась ниже психологической отметки в 1000 долларов[108]. Это событие дало толчок процессу вытеснения плёнки не только из профессиональной сферы, но и в любительской фотографии;
Выпущен первый зеркальный фотоаппарат «Olympus E-330» с функцией Live View[110];
Первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Nikon D90», снабжённый функцией видеозаписи;
  • 2012 Компания Sony представила первую полнокадровую компактную камеру Sony RX1;
  • 2014 Компания Sony анонсировала выпуск вогнутой фотоматрицы, позволяющей повысить светосилу объективов при одновременном удешевлении их конструкции[112];
  • 2017 Начаты продажи цифрового фотоаппарата «Light L16», оснащённого 16 объективами и способного создавать фотографии с разрешением 52 мегапикселя[113][114][115];
  • 2018 Компания Canon заявила о создании предельно большой сверхчувствительной КМОП-матрицы с размером датчика 20×20 см[116]

Благодаря цифровой революции больше всего выиграли японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, Nikon, Canon и Sony сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания Kodak, являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потеряла.

  1. ↑ Первые партии фотоаппарата заряжались рулонной фотобумагой
  2. ↑ Приставка Neu («новая») использовалась, чтобы исключить путаницу с растровой цветной плёнкой «Agfacolor», выпускавшейся с 1932 года
  1. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 11.
  2. 1 2 3 4 5 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 186.
  3. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 7.
  4. 1 2 3 Лекции по истории фотографии, 2014, с. 13.
  5. ↑ 100 лет фотографии, 1938, с. 25.
  6. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 20.
  7. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 196.
  8. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 15.
  9. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 187.
  10. 1 2 Новая история фотографии, 2008, с. 21.
  11. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 19.
  12. 1 2 Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 8.
  13. ↑ Foto&video, 2010, с. 88.
  14. 1 2 3 4 5 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 189.
  15. ↑ Эркюль Флоранс (рус.) (недоступная ссылка). Мой ежедневник. Дата обращения 5 августа 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
  16. ↑ Hercules Florence, photographer (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения 5 августа 2017.
  17. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 23.
  18. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 35.
  19. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 11.
  20. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 3.
  21. 1 2 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 188.
  22. 1 2 3 4 5 6 Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Дата обращения 17 декабря 2016.
  23. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 58.
  24. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 39.
  25. ↑ Фотомагазин, 1998, с. 69.
  26. ↑ 100 лет фотографии, 1938, с. 60.
  27. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 43.
  28. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 18.
  29. 1 2 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 207.
  30. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 51.
  31. ↑ Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках, 2013, с. 20.
  32. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 190.
  33. 1 2 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 199.
  34. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 109.
  35. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 46.
  36. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 109.
  37. 1 2

Двойственные изображения — Википедия

Утка или заяц? Пример вазы Рубина. Эту фигуру можно видеть как молодую женщину или как старую женщину, см. Моя жена и тёща

Двойственные изображения или обратимые фигуры — это оптическая иллюзия, которая использует графическую схожесть и свойства зрительной системы интерпретации двух и более различных форм изображения. Имеются знаменитые рисунки, вызывающие феномен мультиустойчивого восприятия[en]. Мультиустойчивое восприятие — это возможность воспринимать одно изображение устойчиво в нескольких смыслах. Классическими примерами служат кролик-утка и ваза Рубина[en][1]. Двойственные изображения важны в области психологии, поскольку часто являются инструментом исследования в экспериментах [2]. Существуют различные свидетельства о возможности представить двойственные изображения в уме[3], но большинство исследователей следуют теории, что такие изображения в уме правильно представить невозможно [4]. Рисунок уткозайца, по-видимому, является одним из старейших рисунков такого типа. Он был опубликован в немецком юмористическом журнале Fliegende Blätter (23 октября 1892, стр. 147).

Распознавание и выделение двойственных изображений[править | править код]

Средний уровень распознавания — это стадия обработки изображения, комбинирующая основные элементы сцены в отдельные распознаваемые группы объектов. Эта стадия предшествует высокому уровню распознавания (понимания сцены) и следует за предварительной обработкой (выделение элементов изображения). При распознавании и изображений средний уровень распознавания используется для классификации объектов, которые мы видим. Высокий уровень распознавания используется, когда нужно классифицированные объекты распознать как специфичные члены группы. Например, на стадии среднеуровнего распознавания мы различаем лицо, а уже на стадии высокого уровня распознаём, что это лицо знакомого человека. Среднеуровневая стадия и высокоуровневая стадия распознавания являются ключевыми звеньями для понимания реального мира, который заполнен двойственными зрительными образами[5].

Восприятие изображения на среднем уровне распознавания[править | править код]

Когда мы видим изображение, первое, что мы делаем — это попытка собрать все части сцены в различные группы[6]. Чтобы это сделать, нужно использовать базовые методы распознавания краёв. Края могут включать очевидные элементы восприятия, такие как края дома, и могут включать другие элементы, которые мозг должен обработать глубже, такие как края отдельных элементов лица. При поиске краёв зрительная система мозга распознаёт контрастные точки изображения. Способность распознавания краёв объекта содействует распознаванию объекта. В двойственных изображениях распознавание краёв остаётся естественным для восприятия изображения. Однако мозг подвергает изображение более детальному анализу для преодоления двойственности. Например, представим рисунок, в котором происходит изменение освещённости объекта и фона в противоположных направлениях (например, сверху вниз фон меняется с чёрного на белый, а цвет объекта меняется с белого на чёрный). Противоположность градиентов освещённости в конечном счёте приведёт к точке, где освещённости объекта и фона будут одинаковы. В этой точке нет видимого края изображения. Чтобы это учитывать, зрительная система соединяет изображение как целое, а не набор краёв, что позволяет видеть объект, а не набор краёв. Хотя нет полного образа увиденного, мозг способен дополнить этот образ, исходя из понимания физического мира и реального освещения[5].

«Kanizsa Triangle». Эти пространственно разделённые фрагменты создают впечатление иллюзорных контуров (известное как модальное завершение) треугольников

В двойственных изображениях иллюзия часто возникает из-за иллюзорных контуров[en]. Иллюзорный контур является воспринимаемым контуром без присутствия его в виде физического градиента. В примерах, где светлая фигура закрывает чёрные объекты на белом фоне, белая фигура кажется более яркой, чем фон, и края этой фигуры создают иллюзорный контур[7]. Эти иллюзорные контуры обрабатываются мозгом аналогично реальным контурам[6]. Зрительная система достигает этого путём умозаключения, исходя из полученной информации тем же путём, как она делает это, исходя из степени освещённости.

Во время среднеуровневого распознавания зрительная система использует набор эвристических методов, называемых правилами группировки образа[en], чтобы быстро распознать базовые объекты восприятия[2]. Это позволяет быстро и просто воспринимать образы путём рассмотрения эталонных образцов и знакомых образов вместо медленного процесса распознавания каждой части группы. Это помогает разрешить двойственность изображений, поскольку зрительная система принимает небольшие отклонения от образца и остаётся в силе осознать образец как целое. Правила группировки образа являются результатом опыта зрительной системы. Когда образец распознаётся часто, он сохраняется в памяти и может быть распознан снова без изучения объекта заново[5]. Например, когда мы смотрим на шахматную доску, мы распознаём эталонный образец шахматной доски, а не набор квадратов с поочерёдным изменением цвета.

Хорошее продолжение[править | править код]

Принцип хорошего продолжения даёт зрительной системе базис распознавания продолжающихся краёв. Это означает, что в случае, когда распознаётся линия, имеется тенденция продолжить её в одном направлении. Это позволяет зрительной системе распознавать края сложных изображений путём определения, в какой точке линии пересекутся. Например, две прямые пересекающиеся прямые в букве «X» воспринимаются как две прямые, проходящие диагонально, в то время как две прямые в букве «V» воспринимаются как изменение направления линии. Примером двойственного изображения может быть две кривые, пересекающиеся в точке. Это соединение кривых может восприниматься как пересечение в букве «X», а не поворот кривых в точке соприкосновения. Иллюзия хорошего продолжения часто используется фокусниками для обмана зрителей[8].

Похожесть[править | править код]

Правило похожести утверждает, что изображения, похожие друг на друга, можно сгруппировать вместе как объекты одного типа, либо как части одного объекта. Поэтому, чем более похожи изображения или объекты, тем наиболее вероятно они будут сгруппированы вместе. Например, два квадрата среди множества окружностей будут сгруппированы вместе. Они могут различаться по цвету, размеру, ориентации или по другим признакам, но, в конечном счёте, будут сгруппированы[5].

Близость, общие области и связанность[править | править код]

Закон близости

Свойством группировки объектов по признаку близости является пространственное расстояние между двумя объектами. Чем ближе объекты, тем более вероятно, что они принадлежат одной группе. Такое восприятие может оказаться двойственным без ощущения двойственности воспринимающим лицом.

Объекты, занимающие общую область в изображении, скорее всего, принадлежат одной группе. Эта общая область может занимать единственное пространственное место, и объекты могут занимать различные области вне группы. Объекты могут быть близкими, но восприниматься как принадлежащие разным группам под действием различных визуальных средств, таких как порог цвета, разделяющего два объекта.

Кроме того, объекты могут быть визуально соединены, например линиями, идущими из каждого объекта. Эти похожие, но иерархические правила предполагают, что некоторые правила группировки образов могут перекрывать другие правила[5].

Зрительная система может помочь себе в разрешении двойственности путём распознавания текстуры изображения. Это осуществляется путём применения нескольких правил группировки. Текстура может дать информацию, помогающую различить целые объекты и смена текстуры в изображении показывает, какие различные объекты могут быть частью той же группы. Правила сегментации текстуры часто взаимодействуют и дополняют друг друга и изучение текстуры может дать информацию о слоях изображения, различить фон, передний план и объект[9].

Размер и окружение[править | править код]

Если область текстуры полностью окружает другую область текстуры, скорее всего, это фон. Кроме того, малые области текстуры в изображении, скорее всего, принадлежат рисунку[5].

Параллельность и симметрия[править | править код]

Параллельность является другим способом снятия неоднозначности фигуры в изображении. Ориентация контуров различных текстур в изображении может определять, какие объекты группируются. В общем случае параллельные контуры считаются членами того же объекта или группы объектов. Подобным же образом симметрия контуров может также определять фигуру на изображении[5].

Экстремальная граница и относительное движение[править | править код]

Экстремальная граница — это изменения в текстуре, которые создают впечатление, что объект находится перед или за другим объектом. Это может быть следствием эффекта тени, который даёт видимость глубины. Некоторые эффекты экстремальной границы могут разрушить сегментацию. Воспринимаемая граница может также содействовать в различении объектов путём обследования вызванных движением изменений в текстуре относительно границы[5].

Использование двойственных изображений для сокрытия в реальном мире: камуфляж[править | править код]

В природе организмы используют камуфляж для спасения от хищников. Это достигается путём создания двойственной сегментации структуры путём имитации окружающего пространства. Без способности получить заметную разницу в текстуре и позиции хищник не в состоянии видеть свою жертву[5].

Многие двойственный изображения получаются путём некоторой окклюзии, в которой текстура объекта неожиданно прекращается. Окклюзия — это зрительное восприятие объекта, который находится перед другим объектом или позади него, что даёт информацию о порядке уровней текстуры[5]. Иллюзия окклюзии наблюдается в эффекте иллюзорных контуров, когда окклюзия воспринимается, даже когда она не существует. Здесь двойственное изображение воспринимается как реализация окклюзии. Когда объект закрывается (другим объектом), зрительная система имеет информацию только о видимых частях объекта, так что остальная обработка должна быть глубже и должна опираться на память.

Случайная точка зрения — это отдельная позиция, в которой воспроизводится двойственность изображения. Случайная точка зрения не даёт достаточно информации, что за объект представлен на изображении[10]. Часто такое изображение воспринимается неверно и даёт иллюзию, отличающуюся от реальности. Например, изображение может быть разбито пополам, и верхняя половина увеличена и расположена дальше от наблюдателя в пространстве. Изображение при этом воспринимается как единое целое только с одной точки, хотя в действительности оно представляет две совершенно разные половинки объекта. Уличные художники часто используют трюк с точкой просмотра для создания плоских сцен на земле, которые выглядят как трёхмерные.

Распознавание объекта на высокоуровневом этапе[править | править код]

Следующим этапом после простого восприятия объекта является распознавание объекта. Распознавание объекта играет решающую роль в разрешении двойственных изображений и опирается существенным образом на память и предварительные знания. Чтобы распознать объект, зрительная система находит знакомые компоненты и сравнивает воспринимаемый объект с представлением объекта в памяти[6]. Это можно сделать, используя различные шаблоны объекта, такие как «собака» для представления собак вообще. Метод шаблонов не всегда успешен, поскольку члены группы могут существенно визуально отличаться друг от друга и могут выглядеть существенно различными, если смотреть под разными углами. Чтобы учитывать проблему угла зрения, зрительная система определяет знакомые компоненты объекта в 3-местном пространстве. Если компоненты воспринимаемого объекта находятся в той же позиции и ориентации, что и объект в памяти, распознавание возможно[5]. Исследования показали, что люди, более креативные в своём воображении, лучше воспринимают двойственные изображения. Это может быть следствием способности быстрого распознавания шаблонов в изображении[11]. Когда представляется в памяти ментальный образ двойственного изображения таким же образом, что и нормальное изображение, определяется каждая часть и затем вставляется в ментальный образ. Чем сложнее сцена, тем дольше идёт процесс определения части и добавления в изображение[12].

Куб Некера — проволочный каркас куба без намёка на глубину.

Фигуры, нарисованные без намёка на глубину, могут стать неоднозначными. Классическим примером этого феномена служат куб Неккера[5] и ромбическая мозаика (видимая как изометрический рисунок кубов).

Использование памяти и недавнего опыта[править | править код]

Наша память имеет большое воздействие на распознавание двойственного изображения, так как это помогает зрительной системе идентифицировать и распознать объекты без необходимости анализировать и категоризировать их повторно. Без участия памяти и предварительного знания изображение с несколькими группами похожих предметов будет трудно воспринимать. Любой объект может иметь двойственное представление и может быть ошибочно отнесён к неверной группе. Таким образом, для правильного восприятия необходим предварительный опыт[13]. Были проведены исследования с помощью психологического теста «Greebles»[en], чтобы показать роль памяти в распознавании объектов[5]. Предварительная подготовка испытуемых путём показа похожих объектов имела большой эффект на ускорение разрешения неоднозначности[13].

Прозопагнозия — это болезнь, которая приводит к невозможности распознавать лица. Зрительная система проходит средний уровень распознавания и выделяет лицо как объект, но высокоуровневое распознавание отказывает идентифицировать, кому это лицо принадлежит. В этом случае зрительная система распознаёт двойственный объект (лицо), но не в состоянии разрешить двойственность с помощью памяти[5].

  1. ↑ Parkkonen, Andersson, Hämäläinen, Hari, 2008, с. 20500–20504.
  2. 1 2 Wimmer, Doherty, 2011, с. 87–104.
  3. ↑ Mast, Kosslyn, 2002, с. 57–70.
  4. ↑ Chambers, Reisberg, 1985, с. 317–328.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Wolfe, Kluender, Levi, 2009.
  6. 1 2 3 Halko, 2008.
  7. ↑ Bradley, Dumais, 1975, с. 582–584.
  8. ↑ Bamhart, 2010, с. 1286–1289.
  9. ↑ Tang, X. A model for figure-ground segmentation by self-organized cue integration. Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, 3245. Retrieved from http://search.proquest.com/docview/621577763
  10. ↑ Koning, van Lier, 2006, с. 52–58.
  11. ↑ Riquelme, 2002, с. 105–116.
  12. ↑ Kosslyn, Reiser, Farah, Fliegel, 1983, с. 278–303.
  13. 1 2 Daelli, van Rijsbergen, Treves, 2010, с. 81–91.
  • Wolfe J., Kluender K., Levi D. Sensation and perception. — 2 ed.. — 2009.
  • Parkkonen L., Andersson J., Hämäläinen M., Hari R. Early visual brain areas reflect the percept of an ambiguous scene // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. — 2008. — Vol. 105. — Вып. 51. — doi:10.1073/pnas.0810966105. — PMID 19074267.
  • Wimmer M., Doherty M. The development of ambiguous figure perception: Vi. conception and perception of ambiguous figures // Monographs of the Society for Research in Child Development. — 2011. — Т. 76, вып. 1. — doi:10.1111/j.1540-5834.2011.00595.x.
  • Mast F.W., Kosslyn S.M. Visual mental images can be ambiguous: Insights from individual differences in spatial transformation abilities // Cognition. — 2002. — Т. 86, вып. 1. — doi:10.1016/S0010-0277(02)00137-3.
  • Chambers D., Reisberg D. Can mental images be ambiguous? // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. — 1985. — Т. 11, вып. 3. — doi:10.1037/0096-1523.11.3.317.
  • Bradley D.R., Dumais S.T. Ambiguous cognitive contours // Nature. — 1975. — Т. 257, вып. 5527. — doi:10.1038/257582a0.
  • Bamhart A.S. The exploitation of gestalt principles by magicians // Perception. — 2010. — Т. 39, вып. 9. — doi:10.1068/p6766.
  • Koning A., van Lier R. No symmetry advantage when object matching involves accidental viewpoints // Psychological Research/Psychologische Forschung. — 2006. — Т. 70, вып. 1. — doi:10.1007/s00426-004-0191-8.
  • Riquelme H. Can people creative in imagery interpret ambiguous figures faster than people less creative in imagery? // The Journal of Creative Behavior. — 2002. — Т. 36, вып. 2. — doi:10.1002/j.2162-6057.2002.tb01059.x.
  • Kosslyn S.M., Reiser B.J., Farah M.J., Fliegel S.L. Generating visual images: Units and relations // Journal of Experimental Psychology: General. — 1983. — Т. 112, вып. 2. — doi:10.1037/0096-3445.112.2.278.
  • Daelli V., van Rijsbergen N.J., Treves A. How recent experience affects the perception of ambiguous objects // Brain Research. — 2010. — Т. 1322. — doi:10.1016/j.brainres.2010.01.060. — PMID 20122901.
  • Halko M.A. Illusory contour and surface completion mechanisms in human visual cortex. // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, 3303. — 2008.

Портал:Фотография — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Голубь с миниатюрной фотокамерой, вероятно, использовавшийся в Первой мировой войне

Голубиная фотосъёмка — аэрофотосъёмка с использованием почтовых голубей. Изобретена в 1907 году немецким аптекарем Юлиусом Нойброннером, использовавшим голубей для доставки лекарств.


Описание
Изначально голубиная фотосъёмка стала применяться для ведения воздушной разведки. На почтового голубя крепилась миниатюрная автоматическая фотокамера, делавшая снимки через определённые интервалы. В настоящее время некоторые учёные и любители также используют небольшие цифровые фото- и видеокамеры, закреплённые на различных диких и домашних животных.

(читать далее)

  • Изобретение хронофотографии стало результатом пари на 25 тысяч долларов.
  • Знаете ли вы, что общего между Maserati Quattroporte, Bugatti Veyron, De Lorean DMC-12 и Nikon F6? А то, что их дизайн разрабатывался в одном и том же ателье, известного автомобильного дизайнера Джорджетто Джуджаро. И не только F6, но и F3, F4, F5 и даже D3.
  • Фотография Энсела Адамса «Хребет Ти́тон и река Снейк» Adams The Tetons and the Snake River.jpg(англ. The Tetons and the Snake River) вошла в число 116 работ, отобранных для занесения на золотую пластинку «Вояджера» с целью представить внеземным цивилизациям информацию о природе и геологии Земли.
  • Производитель первой в мире автофокусной 35-миллиметровой камеры системы SLR была «Minolta» в 1933 году[источник не указан 2269 дней].
  • Первой SLR камерой с TTL-автофокусом был Pentax ME F (1981 г), а первой коммерчески удачной SLR камерой с автофокусом была Minolta 7000 (1985 г).
  • Первой фотокамерой с автоматическим режимом приоритета диафрагмы была Pentax Electro Spotmatic в 1971 году. За три года до этого в СССР была выпущена партия фотоаппарата Зенит-Д с аналогичной автоматикой, но серийное производство так и не было налажено.
  • Самым светосильным объективом в истории является Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7.
  • Компании Canon и Nikon предлагают потребителям схожие системы фотовспышек: Speedlite и Speedlight соответственно.
  • Вечерние сцены в кинофильме «Барри Линдон» сняты при свете свечей, что стало возможным благодаря использованию объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, применяемых астрономами НАСА для наблюдения за звёздами. Это самые светосильные объективы, когда-либо использовавшиеся в истории кинематографа.[1]
  • Торговая марка Kodak была зарегистрирована в 1888 году
  • Первый в истории цветной фотографический процесс был изобретен в 1850 году
  • Первая массовая 35-мм фотокамера («Лейка») была выпущена в 1925 году

Виктор Карлович Булла (1 августа 1883, Санкт-Петербург — 1938) — российский фотограф, фотокорреспондент, один из пионеров кинематографии. С братом Александром в 1909 году в открыл товарищество по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссёром и директором.

За два года существования товарищества, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные, посвященные спорту: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге 1910 года по маршруту Санкт-Петербург—Рим—Санкт-Петербург. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка и даже сказка «Царевна-лягушка». Принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года. Снимал события октябрьского восстания 1917 года.

(читать далее)

Evolution-tasks.png
  • 21 ноября стартовали продажи флагманской зеркалки Pentax K-3 в России[2]
  • 7 ноября Ricoh анонсировала два новых объектива: HD PENTAX-DA 20-40mm F2.8-4 ED Limited DC WR для камер с байонетом К и Pentax 08 17.5mm для камер Pentax Q[3][4]
  • 7 ноября: EOS C100 станет первой видеокамерой с технологией автофокусировки Dual Pixel CMOS AF[5]
  • 5 ноября беззеркалка Fujifilm X-A1 поступила в продажу в России [6]
  • 5 ноября Nikon объявила о выпуске модели Nikon Df, c матрицой формата Fx[7][8][9]
  • Sony намерена выпустить до 2015 года пятнадцать объективов FE для полноформатных беззеркальных камер[10][11]
  • 17 октября Nikon анонсировала объектив NIKKOR 58mm f/1.4G AF-S[12][13]
  • 16 октября представлены первые в мире полнокадровые беззеркалки[14][15][16]
  • 15 октября объявлено о продаже камеры Ricoh Theta для создания сферических панорам [17][18]
  • 8 октября Nikon представила бюджетную полнокадровую зеркалку D610[19]
  • 8 октября Ricoh представила зеркальную камеру Pentax K-3[20][21]
  • 4 октября Красногорский завод им. С. А. Зверева (бывший «Зенит») представил новый сменный компактный широкоугольный объектив — МС Зенитар-N 2,8/28 (для Nikon), МС Зенитар-С 2,8/28 (для Canon)[22][23]
Nuvola apps bookcase.svg
Wikiquote-logo.svg Викицитатник
  • Фотография не является отражением реальности. Она есть реальность этого отражения. (Жан-Люк Годар)
  • Вы не снимаете фотографию, вы создаёте её. (Ансел Адамс)
  • Тот, кто полагает, что специальное оборудование позволяет получать лучшие фотографии — забывает о главном: лучшие снимки делают лучшие фотографы. Фототехника никогда не будет являться определяющим фактором. (Brooks Jensen, редактор журнала классической фотографии Lens Work)
  • Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться. (Анри Картье-Брессон)
  • Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. (Анри Картье-Брессон)
  • Твои первые 10 000 снимков — худшие. (Анри Картье-Брессон)
  • Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы. (Ян Саудек)

Оптическое изображение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Построение действительных изображений в случае линзы (вверху) и вогнутого зеркала (внизу)

Опти́ческое изображе́ние — картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, отражённых от объекта, или излучённых им[1]. Оптическое изображение воспроизводит контуры и детали этого объекта в виде распределения освещённости[2].

На практике часто меняют масштаб изображения предметов и проецируют его на какую-либо поверхность.

Соответствие объекту достигается, когда каждая его точка изображается точкой, хотя бы приблизительно. При этом различают два случая: действительное изображение и мнимое изображение.

  • Действительное изображение любой точки создаётся сходящимися лучами в местах их пересечения. Такое изображение можно наблюдать на экране или зарегистрировать на фотоэмульсии или фотоматрице, расположив их в плоскости пересечения лучей[3].
    Действительное изображение создаётся такими оптическими системами, как объектив (например, кинопроектора или фотоаппарата) или одна положительная линза. Действительные изображения создаются собирающими линзами и вогнутыми зеркалами.
  • Мнимое изображение получается, когда лучи от какой-либо точки после прохождения оптической системы образуют расходящийся пучок. Если их продолжить в противоположную сторону, они пересекутся в одной точке. Совокупность таких точек образует мнимое изображение[3]. Такое изображение невозможно наблюдать на экране или зарегистрировать на светочувствительной поверхности, однако можно преобразовать в действительное с помощью другой оптической системы.
    Мнимое изображение создаётся такими оптическими приборами, как бинокль, микроскоп, отрицательная или положительная линза (лупа), а также плоское зеркало.

Во всякой реальной оптической системе неизбежно присутствуют аберрации, в результате чего лучи (или их продолжения) не сходятся идеально в одной точке, и кроме того, максимально близко сходятся не совсем там, где нужно. Изображение получается несколько размытым и геометрически не полностью подобным предмету; возможны и другие дефекты.

Пучок лучей, который расходится из одной точки или сходится в ней, называется гомоцентрическим. Ему соответствует сферическая световая волна. Задача большинства оптических систем — преобразовывать расходящиеся гомоцентрические пучки в гомоцентрические же, тем самым создавая мнимое или действительное изображение, чаще всего, в другом масштабе по отношению к предмету.

Стигматическое изображение (от др.-греч. στίγμα — укол, рубец) — оптическое изображение, каждая точка которого соответствует одной точке изображаемого оптической системой объекта.

Стигматическое изображение не обязательно геометрически подобно изображаемому объекту, но если оно подобно, такое изображение называется идеальным. Это возможно лишь при условии, что в оптической системе отсутствуют или устранены все аберрации, и что возможно пренебречь волновыми свойствами света. Оптическую систему, которая создаёт идеальное изображение, называют идеальной оптической системой. Идеальными можно приближённо считать центрированные системы, в которых изображение получается с помощью монохроматических и параксиальных пучков света.

Хотя глазом человека действительные и мнимые изображения воспринимаются одинаково, при формировании действительного изображения пересечение лучей реальное, и эти реальные лучи могут подействовать, например, на фотоплёнку, вызвав в ней химические преобразования, или быть зафиксированы фотоэлементом.

  • Мнимое изображение натурального размера, создаваемое зеркалом

  • Уменьшенное мнимое изображение, даваемое рассеивающей линзой

  • Увеличенное мнимое изображение, даваемое собирающей линзой

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 222, 223. — 447 с.
  • Физическая энциклопедия, Т. II. М., «Советская энциклопедия», 1990. (Статья «Изображение оптическое».)
  • Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. — М.: «Наука», Изд. фирма «Физ.-мат. лит.», 1996.
  • Сивухин Д.В. Общий курс физики. Оптика. М., «Наука», 1985.
  • Борн. Вольф Основы оптики М., «Наука», 1971.
Видеоурок: изображение в собирающей линзе

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о