Знаки больше и меньше математика: Как пишется знак больше и знак меньше? – Что такое знаки больше и меньше?

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему: конспект НОД «Знаки больше , меньше»

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учяреждение

«Начальная школа- детский сад № 1 «Колокольчик»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Знаки > и  

Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории

Ильина Светлана Евгеньевна

 

2011 год

 Цель:

Сформировать представления о знаках и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе,  в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества. 

 Демонстрационный материал:  мультимедийная установка.

  Раздаточный материал:

 Кубики ЛЕГО, карандаши, лист с заданием, полоски картона одинаковой длины.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать когда вырастут.

После ответов детей воспитатель задаёт им ещё один вопрос:

— Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

 Как правило, дети отвечают, что мужчина  должен быть сильным.

-Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

-Кому должны помогать мальчики? ( мамам, бабушкам, девочкам, младшим детям)

Воспитатель рассказывает детям, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

-Как быть? (Надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором больше картошки, а Таня- тот пакет, где картошки меньше).

—  Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

— Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

Игра «За картошкой»

Дидактические задачи:

Актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и =;

Развивать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание,, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

 Дети подходят к доске – магазину.

Воспитатель – продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых нет.

  Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.

— О чём рассказывают знаки, стоящие между пакетами? ( = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак = — о том, что в пакетах картошки не поровну.)

— Какая из этих пар мешков подойдёт Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, т.к. в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак =, подойдут, т.к. они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «За картошкой» ( продолжение)

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения знаков >  и  
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

— Какой мешок возьмёт Ваня?

Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака =. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит где картошки больше, а где меньше.

— Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли).

— Почему не смогли (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше).

— Значит, что нам надо узнать, что бы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

4. Открытие нового знания.

Игра «Столбики»

Дидактические задачи:

1. Сформировать представления о знаках > и  

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то, не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3.Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, аналогии, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

— Как мы можем это узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать на третий способ.

— А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по четыре человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО  четырёх цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

— Постройте из ваших кубиков столбик.

— Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобиться взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобиться пять таких же кубиков.)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные кубики, и дети строят ещё один столбик.

— Поставьте два ваших столбика на одну вашу полоску, а сверху положите другую.

— Какой знак получится из полосок? (Знак =.)

— Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5=5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придётся договариваться.

В результате  один ребёнок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий- 3, а четвёртый- 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полосу.

— Что интересного вы заметили? ( Полоска лежит не ровно.)

— Где расстояние между полосками меньше? ( Оно меньше там, где меньше кубиков.)

— Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

— Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:

  1.  1
  1. 2
  1. 3
  1. 4

— Куда больше раскрыты полоски? ( В сторону большего числа.)

Воспитатель пишет на доске знак >.

— Так? (Да.)

— Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да.)

Воспитатель пишет знаки между числами:

5>1

5>2

5>3

5>4

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.

— Сколько теперь кубиков  в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

— Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)

— Какие знаки вы бы предложили записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило по аналогии они пишут знак «меньше» правильно, а если кто-то, запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что  в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи:

1

2

3

4

— Как вы назовёте знак, который только что придумали? (Знак «меньше».)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, а воспитатель открывает таблицу №2.

-Какой же мешок возьмёт Ваня? (Он возьмёт мешок, который расположен справа.)

— Почему вы думаете, что это будет мешок расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)

— Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да.)

-Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

 Работа в тетради.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

-Кому вы сегодня смогли помочь?

-Что вам было наиболее трудно?

-Что было интересно?

-Какие новые знания дали вам выбрать пакет, в котором больше картошки?

 

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»

ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»

Педагогические цели: создать условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развития навыков счёта; закрепления знаний состава изученных чисел; учить писать знаки сравнения «больше», «меньше»; прививать аккуратность.

Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 5; использовать при сравнении чисел знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Личностные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).

Ход  урока

I. Устный счёт.

– Назовите соседа.

3        2        4

– Назовите число, которое:

следует за числом 1;        на 1 больше числа 3;

предшествует числу 5;        на 1 меньше числа 2.

Целесообразнее, чтобы на данном этапе урока ученики пользовались карточками с цифрами.

II. Закрепление состава изученных чисел.

Для проведения этой работы учитель может использовать задание 1 (с. 46 учебника), а также воспользоваться счётным материалом и наборным полотном.

Выполняя задание учебника и пользуясь рисунками и данными равенствами, ученики рассказывают, как можно получить число 5.

Затем, пользуясь различными фигурками счётного материала и наборным полотном, дети составляют разными способами числа 4, 3.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство со знаками сравнения.

– Используя наборное полотно, сравните группы различных предметов.

Например: 5 зайчиков и 4 лисички;

2 розы и 3 ромашки и т. д.

– Можно ли то, что вы сказали, записать?

– В математике существуют специальные знаки. Для того чтобы показать, что одно число больше другого, используют знак «больше» (>), а для того чтобы показать, что одно число меньше другого, используют знак «меньше» ().

2. Пропись знаков сравнения.

Учитель показывает учащимся, как правильно писать знаки сравнения «больше», «меньше», и ученики прописывают их в тетрадях (задание 2, с. 18).

Далее на наборное полотно выставляется равное количество каких-либо предметов, например: 3 груши и 3 яблока.

– Сравните количество груш и яблок.

– Как бы вы записали, что количество груш и яблок одинаково?

Учащиеся могут сами предложить использовать знак «равно» (=) в данной записи.

IV. Составление и чтение равенств и неравенств.

Учащиеся, используя рисунки заданий 1, 2 учебника (с. 46), под руководством учителя составляют и читают неравенства и равенства (хором).

Например:

«На ветке сидело 3 птички, к ним прилетела ещё одна. Стало 4 птички. К 3 прибавить 1 получится 4.Четыре больше трёх.

На ветке сидело 4 птички, одна улетела, осталось 3 птички. Из 4 вычесть 1 получится 3. Три меньше четырёх». И т. д.

V. Работа над составом числа 5.

В заключение урока учитель может предложить задание на развитие логического мышления. Например, задание, данное на полях учебника (с. 47).

VI. Итог урока.

Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какое задание особенно понравилось?

> (больше),

Методическая разработка урока математики

1 класс (УМК «Школа России»)

на тему: «Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно)».

Тема: Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно).

Цели:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,

  • проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

  • осуществлять итоговый

  • и пошаговый контроль,

  • адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия.

Познавательные:

  • сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много — мало) и относительного (больше — меньше) сравнения.

  • устанавливать взаимно — однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами.

  • использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <).

  • сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.

  • анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,

  • строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения,

  • учитывать разные мнения,

  • стремиться к координации,

  • формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученного.

Устный счет.

— Мы сегодня отправимся с вами на прогулку в сказочный лес.

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку

Да плутовку – лису

Повстречал еще в лесу.

Отвечай поскорей,

Сколько встретил он зверей?

— Назовите соседей числа 4.

— Какое число следует за числом 5?

— Какое число стоит перед числом 10?

— Какое число стоит между числами 6 и 8?

— Молодцы! Продолжаем свой путь.

— Посмотрите, какие чудесные елочки повстречались нам на пути. Давайте нарядим их.

hello_html_m18dd0085.pnghello_html_m18dd0085.png

hello_html_m18dd0085.pnghello_html_mc3aa8d2.gifhello_html_22c9864.gifhello_html_1bf78346.gif

— С каждого ряда один ученик выходит и вставляет нужные числа. (Числа записаны на шишках.)

— Проверка.

hello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpg

hello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpghello_html_m3c785011.jpg

1

2

3

4

1

2

3

Значит, 3 — это 2 и 1, 1 и 2; 4 – это 2 и 2,3 и 1, 1 и 3, 5 – это 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 1 и 4.

4

Физминутка.

В небе плавает луна,

В облака зашла она.

1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать,

6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.

III. Объяснение нового материала.

hello_html_m524476b7.jpg
hello_html_m4c2b1b78.png
Мы вышли на полянку. Какие грибы вы видите? (Белые и мухоморы)

— На какие другие две группы их можно разбить? (Съедобные и несъедобные)

hello_html_24b278a0.png
hello_html_24b278a0.png
Передо мной две корзины. В одну положите съедобные грибы, в другую несъедобные грибы.

— Какие еще съедобные грибы знаете? Помните об этом, когда собираетесь в лес за грибами.

— Посчитаем, сколько тех и других грибов (3 и 2)

— В какой корзине больше грибов? Почему?

— Как вы сравнивали? (Поставили парами, друг под другом)

— Какой вывод делаем? (Белому грибу не хватило пары, значит белых грибов больше)

— Сколько белых грибов? (3)

— Какой цифрой обозначим? (3)

— Сколько мухоморов? (2)

— Какой цифрой обозначим? (2)

— Сравните количество грибов?

— Какое число при счете называют раньше: 3 или 2?

— Сравнили числа вы верно, но как это записать? (Ответы детей).

hello_html_m2a8e994b.pnghello_html_ma3809e1.png
Для того чтобы не писать слова «больше», «меньше», «равно» математики договорились обозначать их специальными знаками. Так слово «больше» мы будем обозначать знаком «>». Посмотрите. На, что он похож? (На клювик птички).

Вы должны запомнить, что острие знака всегда показывает на меньшее число.

— Прочитаем запись (три больше двух): 3 > 2.

-Что мы можем сказать про число мухоморов? (Их два).

— Сколько белых? (3).

— Сделаем вывод: 2 < 3.

— Читаем вслух (два меньше трёх).

— О чём должны помнить при записи неравенства? (Что остриё всегда показывает на меньшее число).

— Как сделать, чтобы грибов стало поровну? (Надо прибавить один мухомор) Работа у доски.

— Сколько белых грибов? (3).

— Сколько мухоморов? (3)

— Что можно сказать про их количество?

— 3=3.

— Прочитаем запись (три равно трём).

— Как по-другому можно сделать одинаковое количество грибов, уравнять их? (Один белый гриб убрать).

— Сколько стало белых грибов?(2).

— Сколько мухоморов?(2).

— Что мы можем сказать про их количество? (Одинаковое)

— Как записать?

— 2=2.

— Прочитаем запись (два равно двум).

— Хорошо! Посмотрите, какая у нас получилась запись. Скажите, с какими знаками вы сегодня познакомились?

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся

Руки в стороны развел –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

IV. Закрепление.

— Сколько и какие фигуры изображены наверху страницы? Давайте внимательно прочитаем математические записи под фигурами.

— Составьте рассказ о птицах по левому рисунку. Прочитайте записи. Поработаем также по правому рисунку.

— Придумайте рассказ о вишнях и восстановите записи.

Физминутка для глаз.

— Закройте, ребята, глаза. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, прислушайтесь. Слышите, как в нашем волшебном лесу поют птички.

— Молодцы! Открываем глазки, садимся.

— Волшебные птицы приглашают нас к тетради.

Тетрадь №1 с. 11.

— Найдите задание под первым кругом. Кто может прочитать, что надо сделать?

Самостоятельное составление примеров. Один ученик работает у доски.

— посмотрите, что случилось с часами внизу страницы? Надо восстановить пропавшие цифры.

— Переходим к последнему заданию. Как называется знак в верхней строке? В нижней? Закончите строки знаков.

V. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

— О чем должны помнить, когда ставим знаки сравнения?

VI. Рефлексия:

— Кто остался доволен своей работой на уроке?

— Кто считает, что мог работать лучше?

Методическая разработка по математике (1 класс) на тему: Знаки: больше, меньше и равно.

Тема: Знаки: больше, меньше и равно.

Ход урока

1. Организационное начало урока

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

2. Актуализация знаний

— Сегодня мы познакомимся со знаками «больше», «меньше» и «равно». Научимся сравнивать предметы. А в этом нам поможет сказочный герой. Угадайте какой.

Такой же озорник, как буква «Б»,

Пассажир немного странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это?… Буратино!

1) Устный счёт

— Посчитайте от 10 до 30 и наоборот.

— Какие числа стоят после чисел три, четыре, два? Четыре, пять, три.

— Какие числа стоят перед числами один, пять, два? Ноль, четыре, один.

— Соседями какого числа являются числа 4 и 6? Пять.

— Два и четыре? Три.

— Ноль и два? Один.

— Три и пять? Четыре.

— Решите примеры.

— Один прибавить два равно –… три.

— Два прибавить два равно –… четыре.

— Три прибавить два –…пять.

— Четыре прибавить один – …пять.

— Из пяти вычесть два будет – …три.

— Четыре вычесть три равно –…один.

— Три вычесть один равно –…два.

— Пять вычесть три равно –…два.

— Четыре минус два будет –…два.

— Помогите Буратино справиться с примерами.

4-1=3

5-2=3

3+1=4

3+2=5

2+2=4

— Рассмотрите внимательно картинки и подберите к ним примеры.

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окошко,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. 

— Четыре, так как к трём прибавить один получится – четыре.

Сидит у окошка серая кошка,

Лежит на рогожке рыжая кошка.

Играет с мышонком чёрная кошка,

Залезла в лукошко белая кошка.

Сколько же кошек?

Не сбейся, смотри.

Сколько ты насчитал?

Говори!

— Четыре, потому что один плюс один, плюс один, плюс один получится – четыре.

— На горке катались две девочки и три мальчика. Сколько детей каталось на горке?

— Два да ещё три будет – пять.

— Двое мальчиков ушло. Сколько детей осталось на горке?

-Пять без двух будет – три.

— Сколько квадратов нарисовано?

— Конечно же, пять.

Физкультминутка для пальчиков

Вот все пальчики мои,

Их как хочешь поверни.

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять.

Постучали,

Повертели

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

Актуализация знаний 2

2. Формирование знаний

— Сколько грибов слева? Три.

— Сколько грибов справа? Два.

— Где грибов больше? Конечно же, слева.

— Мы можем это обозначить при помощи знака «больше». Этот знак открывает свой «клювик» в сторону большего числа.

— Читаем так: «Три больше двух». Запишите это, проговорив ещё раз.

Как нам быть, когда число

Больше будто бы назло?

Как же это показать,

Чтобы каждый смог понять?

Вот для этого, друзья,

«Больше» знак рисую я.

Он от большего числа

Отлетает, как стрела,

И указывает нам

На того, кто меньше.

— Сколько яблок слева? Четыре.

— Сколько яблок справа? Пять.

— Где меньше яблок? Слева.

— Мы можем это записать при помощи знака «меньше». Этот знак обращён уголком  в сторону меньшего числа, то есть закрытым «клювиком» указывает на меньшее число. Читаем так: «Четыре меньше пяти». Запишите это, проговорив  ещё раз.

С большой цифрой повезло.

Где же меньшее число?

А его, каждый знает,

«Меньше» знак обозначает.

Это тот же самый знак,

Но стоит совсем не так:

Словно сделав кувырок,

Катит цифру в левый бок.

Это значит, что она

Только меньшей быть должна.

— Как сделать так, чтобы грибов было одинаковое количество?

— Правильно, нужно добавить или убрать один гриб.

— Это можно записать при помощи знака «равно». Читаем так: «Три равно трём»

— Как уровнять яблоки?

— Прочитайте надпись и запишите её.

Если просто мы сравним

Два числа, одно с другим,

И увидим, что они

По значению равны, —

Ставим, так заведено,

Между ними знак «равно».

Этот знак, запомни ты,

Выглядит как две черты.

У него такая слава:

Слева столько, сколько справа.

— Сколько шаров слева? Два.

— Сколько шаров справа? Один.

— С какой стороны больше шаров? Слева больше шаров.

— Почему справа цифра «один»? Правильно, потому что справа один шар.

— Правильно ли поставлен знак «больше»? Докажите.

— Конечно же, правильно. Ведь два больше, чем один, поэтому «клювик» открыт в   сторону большего числа.

Физкультминутка

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков.

Актуализация знания 3

3.Закрепление знаний

— Чего меньше: легковых машин или грузовых машин? Верно, грузовых машин.

— Как это записать? Три меньше четырёх.

— Чего больше: легковых машин или автобусов? Правильно, легковых машин.

— А это как записать? Четыре больше одного.

— Если приехало ещё два автобуса, то чего больше автобусов или легковых машин?

— Верно, легковых машин больше. Это  можно записать так: один плюс два меньше четырёх.

— Все эти записи называют неравенствами.

— Чего теперь больше: автобусов или грузовых машин? Их одинаковое количество.

— Эти записи называются равенствами.

4-1=3     3+11

5-1>2       4+1=5     1+2=3

— Выписать в один столбик равенства, а в другой – неравенства.

— Проверь себя!

4-1=3        5-1>2

4+1=5       3+1

1+2=3       1+2>1

                                                             

                                                               

— Расселите числа по этажам.

— Проверь себя!

— Сколько палочек нужно взять, чтобы построить треугольник? Три.

— Возьмите четыре счётные палочки и постройте новую фигуру.

— Как эта фигура называется?

— Она называется четырёхугольник, потому что у неё четыре стороны и четыре вершины. Если у четырёхугольника прямые углы, то он называется прямоугольником.

— Если я возьму шесть палочек и выложу такую фигуру, то как она будет называться? Почему?

— Правильно – это шестиугольник, потому что у него шесть сторон и шесть вершин.

▲▲             ■■■■           ○○○○○

▲                 ■■□□           ○○○○  

2>1               4* 2+2         5* 4-1

□□□

□□□□

3*4

— Сравни предметы, запиши неравенства и вставь нужные знаки.

— Проверь себя!

— Юра и Оля измеряли расстояние от дома до дерева при помощи шагов. Почему у них получились разные ответы?

— Правильно, у них разная длина шага.

1+3                    5-4

2+1                    4-2

4+1                    3-2

1+1                    5-1

— Повесь вёдра на коромысла, предварительно решив пример.

— Проверь себя!

— Один ослик нёс 10 килограммов  сахара, а другой – 10 килограммов ваты. У кого поклажа была тяжелей?  

— Поклажа была одинаковой. Несмотря на то, что размеры разные, но вес одинаковый.

3. Подведение итогов

— В какой руке знак «

— В какой руке знак «>»? В правой.

— Что обозначает знак «=»? Равенство.

3+2=5         4>3

4=4             1

     

— Назовите равенства.

— Три плюс два, равно пять. Четыре равно четырём.

— Назовите фигуры.

Рефлексия

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился …

Мне было интересно…

Мне было трудно…

 

Буратино прощается с вами. До новых встреч!

Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?

На этом уроке мы узнаем о знаках «равно» (=), «не равно» ( ), «больше» (>) и «меньше» (<), научимся правильно их применять. Сможем ответить на вопрос, на сколько больше или на сколько меньше предметов в группе. Выполним множество интересных заданий.

На этом уроке мы научимся узнавать, на сколько одних предметов больше и насколько других меньше. Рассмотрим первый пример (рис. 1):

Сравнение бабочек и цветов

Рис. 1. Сравнение бабочек и цветов

Сравним, чего больше: бабочек или цветочков? Чтобы ответить на этот вопрос, составим пары:

Бабочка – цветочек (рис. 2).

Сравнение бабочек и цветов

Рис. 2. Сравнение бабочек и цветов

Что мы заметили? Всем бабочкам хватило по цветочку, всем цветочкам хватило бабочек.

Делаем вывод: цветочков столько же, сколько и бабочек; бабочек столько же, сколько и цветочков.

Как же это записать? Обозначим бабочек буквой Б, а цветочки буквой Ц (рис. 3).

Буквенные обозначения

Рис. 3. Буквенные обозначения 

В математике был придуман знак «равно». Читаем выражение: Б = Ц (рис. 4).

Б = Ц

Рис. 4. Б = Ц 

То есть число бабочек равно числу цветочков.

Рассмотрим еще один пример. Сравним, чего больше, мячиков или кубиков (рис. 5).

Сравнение мячиков и кубиков

Рис. 5. Сравнение мячиков и кубиков

Составим пары мячиков и кубиков. Что мы заметили?

Пары предметов

Рис. 6. Пары предметов 

Одному мячику не хватило пары кубика (рис. 6).

Делаем вывод: количество мячиков и кубиков разное.

Запишем это. Обозначим мячики буквой М, а кубики буквой К. В математике был придуман знак «не равно». Читаем выражение: М Пары предметов К (рис. 7).

М не равно К

Рис. 7. М не равно К

То есть число мячиков не равно числу кубиков.

Потренируемся в постановке знаков «равно» и «не равно» (рис. 8, 9).

Знак «равно»

Знак «не равно»

Рис. 8. Знак «равно» 

Рис. 9. Знак «не равно»

Рассмотрите картинки и определите, какой знак нужно поставить (рис. 10).

Сравнение предметов и фигур

Рис. 10. Сравнение предметов и фигур 

Число карандашей не равно числу ручек (рис. 11).

Выбор нужного знака

Рис. 11. Выбор нужного знака

Число треугольников равно числу кружочков (рис. 12).

Число треугольников равно числу кружочков

Рис. 12. Число треугольников равно числу кружочков 

Вывод: если всем предметам находятся пары, значит, их количество равно; если остаются предметы без пары, значит, их количество не равно.

Иногда для сравнения предметы в группах удобнее посчитать. Проведем сравнение группы предметов, используя счет. Рассмотрим первый пример.

Сравним, чего больше: ёлочек или шишек (рис. 13)?

Сравнение ёлочек и шишек

Рис. 13. Сравнение ёлочек и шишек 

Сколько ёлочек на картинке? 6 ёлочек. А сколько шишек? 4 шишки (рис. 14).

 Количество елочек и шишек

Рис. 14. Количество елочек и шишек 

Как показать, что 6 больше, чем 4, а 4 меньше 6? Для того чтобы не писать слова «больше» и «меньше», математики договорились обозначать их специальными знаками. Так, слово «больше» мы будем обозначать знаком «больше» – Количество елочек и шишек. Рассмотрите его: он похож на клювик птички, клювик открыт в сторону большего числа (рис. 15).

Знак «больше»

Рис. 15. Знак «больше» 

А слово «меньше» обозначают знаком «меньше» – Знак «больше».

Знак «меньше»

Рис. 16. Знак «меньше»

Этот знак похож на закрытый клювик птички, который показывает на меньшее число.

Добавим шишек во вторую группу (рис. 17).

Число шишек увеличилось

Рис. 17. Число шишек увеличилось 

Сколько теперь шишек? Восемь (рис. 18).

Число шишек увеличилось

Рис. 18. Число шишек увеличилось 

Запишем: шесть меньше восьми, восемь больше шести (рис. 19).

Запись сравнения предметов

Рис. 19. Запись сравнения предметов 

Делаем вывод: для того чтобы сравнить числа, используют знаки < и >. Помните: клювик птички всегда открыт в сторону большего числа (рис. 20).

Запись знаков сравнения

Рис. 20. Запись знаков сравнения 

Чтение записи начинаем слева.

А теперь закрепим полученные знания.

Выполним задание: сосчитаем предметы в группах и назовем, каких предметов больше, каких меньше, какой знак нужно поставить между числами (рис. 21).

Задача на сравнение

Рис. 21. Задача на сравнение 

Сосчитаем, сколько утят. Четверо. Сколько лягушат? Трое. Кого больше? Утят. Кого меньше? Лягушат. Запишем это. Какой знак нужно поставить между цифрами? Знак «больше» (рис. 22).

Утят больше, чем лягушат

Рис. 22. Утят больше, чем лягушат 

Прочтем запись: четыре больше трех.

Выполним аналогичное задание (рис. 23).

Задача на сравнение

Рис. 23. Задача на сравнение 

Сколько звездочек? Семь. Сколько кружочков? Семь. Что можно сказать о количестве звездочек и кружочков? Звездочек столько же, сколько и кружочков. Кружочков столько же, сколько и звездочек. Какой знак нужно поставить? «Равно». Прочтем полученную запись: семь равно семи (рис. 24).

Количество предметов равное

Рис. 24. Количество предметов равное 

Выполним еще одно задание (рис. 25).

Задача на сравнение

Рис. 25. Задача на сравнение 

Сколько котят? Трое. Сколько мисок? Пять. Чего больше? Мисок. Кого меньше? Котят.

Какой знак нужно поставить? «Меньше» (рис. 26).

Выбор знака сравнения

Рис. 26. Выбор знака сравнения

Прочтем запись: три меньше пяти (рис. 27).

Три меньше пяти

Рис. 27. Три меньше пяти

Теперь рассмотрим на примерах, как мы можем ответить на вопрос: на сколько больше или на сколько меньше предметов в группах (рис. 28).

Задача на сравнение

Рис. 28. Задача на сравнение 

Сколько ёжиков? Пять. Сколько листочков? Три. Кого больше? Ёжиков. Пять больше трех. Чего меньше? Листочков. Три меньше пяти (рис. 29).

Пять больше трех, три меньше пяти

Рис. 29. Пять больше трех, три меньше пяти 

Чтобы ответить на вопрос, на сколько больше или на сколько меньше, составим пары: ёжик – листочек. Что мы заметили (рис. 30)?

Пары предметов

Рис. 30. Пары предметов 

Двум ёжикам не хватило пары. Чтобы узнать, на сколько ежиков больше, чем листочков, нужно из пяти вычесть три (рис. 31).

Вычитание

Рис. 31. Вычитание

Ёжиков на два больше, чем листочков (рис. 32).

Ёжиков больше на два

Рис. 32. Ёжиков больше на два 

Чтобы узнать, на сколько листочков меньше, чем ёжиков, нужно из большего числа (пять) вычесть меньшее число (три). Листочков на два меньше, чем ёжиков.

Сделаем вывод: чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше предметов в группе, надо из большего числа вычесть меньшее (рис. 33).

Правило сравнения предметов в группе

Рис. 33. Правило сравнения предметов в группе 

Выполним задание: рассмотрим картинку и ответим, каких фигур больше, каких меньше и на сколько (рис. 34).

Задача на сравнение

Рис. 34. Задача на сравнение 

Квадратов десять, треугольников восемь. Десять больше восьми, восемь меньше десяти (рис. 35).

Квадратов больше, чем треугольников

Рис. 35. Квадратов больше, чем треугольников

На сколько квадратов больше, чем треугольников? Десять минус восемь равно 2 (рис. 36).

Квадратов больше на 2

Рис. 36. Квадратов больше на 2 

Квадратов на два больше, чем треугольников. Треугольников на два меньше, чем квадратов (рис. 37).

Треугольников меньше на два

Рис. 37. Треугольников меньше на два 

Для сравнения количества предметов в группах в математике пользуются знаками «больше» (>) и «меньше» (<). Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше предметов в группе, надо из большего числа вычесть меньшее.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).   
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).      
  3. Prodlenka.org (Источник).   

 

Домашнее задание

  • О каких математических знаках вы узнали на уроке? Когда они применяются?
  • Расставить знаки >, < или =.

5…4

4…3

8…7

6…9

  • Нарисуйте картинку-задачу на сравнение предметов.

Как научить ребенка различать знаки «больше» и «меньше»?

больше — это 7 (если пририсовать черточку) , меньше — это 4 (если пририсовать палочку)

дорисуйте утенка к знаку. Он открывает клювик и хочет скушать то…. что больше: О))

Пройдёт сам в четвёртом только научился!

честно говоря, я сейчас сама не вспомню, какой из них как называется. Но из детства помню, что нам что-то про птичку рассказывали. Большая, типо, маленькую клюёт.

Та циферка, которую хочет «скушать птичка» больше, а которой она повернулась «хвостиком» — меньше.

Рисуете кружочек, а знак — это клювик птички. Если знает где право и лево, учите: открытый клювик влево — больше, вправо — меньше. Потом связываете с цифрами. Может так?

Вы просто покажите на конкретных примерах :большое дерево и маленькое и т. д. и знак углом (потому что он меньше) будет повернут к меньшему числу, а стороной где лучи расходятся к большему числу. Удачи вам .

для правшей! руки на стол ладонью вниз и согнуть в локте (локоть тоже на столе) та рука которой больше делаешь (тут-то и суть чтоб правша) — знак больше изображает которой меньше — меньше

Самый простой способ которому меня научили родители, это положить ладони рук на стол, чтобы 4 пальца были вместе, а большие палцы отвести в сторону, таким образом ребёнок увидит два знака — правая рука — знак больше, а левая — меньше. Чтобы он не запутался нужно запомнить только один знак, к примеру что правая рука в таком положении означает больше, ну а вторая естественно другой знак. Какое-то время он будет прикладывать правую руку к знаку, но со временем запомнит. Удачи вам и вашему ребёнку!

Про птичку лучше всего, птичка «открывает ротик» в сторону большего числа, ну типа там больше еды ))

Правая рука, упертая в бок — больше, левая — меньше. Можно сказать: правая рука сильнее (если правша, конечно).

Мы с мужем даже поспорили когда дочь пошла на подготовку к школе. А когда нашли истину незнали как её объяснить. Объяснили, что галочка открыта к тому числу которое больше.

у нас вроде бы проблем небыло, но конечно лучше подойти к учительнице и посоветоваться с ней как лучше объяснить ребенку.

Мне 22 и я не знаю где больше меньше, по математике твердая 4

ну доя меня это легко вот смотрите меньше это клювик показывает на цифру а больше это ворота которые смотрят на цифру например 7 2 что больше ну конечно 7

Ебануть об стену

Leave a comment